Events

Информация о произведениях из серии «Тюркский каганат»: «Семья», «Поклонение», «Воины золотого человека».

   Информация о произведениях из серии «Тюркский каганат»:   «Семья», «Поклонение», «Воины золотого человека».

 

Куттыбек Жакып открыл новое направление в искусстве – создание рельефных произведений, выполненных с использованием меха на которое был взят патент № 7205 от 17.06.2022. Его работы – это прекрасный пример того, как традиционные материалы могут быть использованы для создания актуального современного искусства. Творчество художника – это важный вклад в развитие национальной культуры Казахстана, достойный мирового уровня.

Благодаря фантазии художника, мех трансформируется в оригинальные авторские произведения, которые нередко ассоциируются с фольклорными сюжетами. Автор находит совершенно необычные ракурсы и сочетания объектов, образуя их гармоничный синтез. Их отличает сдержанная, тяготеющая к монохромной цветовой гамме палитра. Выстригая лишнее, используя фактуру и цвет натурального меха, автор добивается удивительной убедительности образов.

Доминирующей линией в творчестве Куттыбека Жакыпа являются сюжеты, основанные на древней мифологии кочевников, отображающие жизнь во всей ее целостности и многообразии, где переплетаются мифологические образы с реальными персонажами. Нередко он обращается к героическому прошлому казахского народа. Одним из важных аспектов творчества мастера является передача культурных ценностей и традиций народа через искусство. Его работы – это прекрасный пример того, как традиционные материалы могут быть использованы для создания современных произведений декоративно-прикладного искусства. Творчество Куттыбека Жакыпа – это важный вклад в развитие национальной культуры Казахстана.

В 2019 году художник создал серию произведений «Тюркский каганат». В нее вошли три работы: «Семья», «Поклонение», «Воины Золотого человека».

Произведение «Семья» олицетворяет целостный и завершенный образ древнетюркской семьи, как символа мощных устоев, берущих начало в седой древности. Композиционным центром является окружность, в которую помещены три крупные фигуры – мужская и две женские по краям. У основания круга расположено контурное изображение волка, который, согласно легендам, считается прародителем тюрков. Все остальные герои произведения имеют меньшие размеры, среди них женщины, взметающие в небо белые покрывала, всадники с оружием, сцены охоты, тотемные животные и птицы. Все они окружают и как бы дополняют центральную часть композиции с главными образами. Для панно художник использует мех благородного охристого тона.  Он мастерски применяет контур коричневого цвета, выделяя формы изображаемых объектов. В качестве декора автор использует плетеные косички из кожаных жгутов и декоративный шов.

В произведении «Поклонение» центральное место занимает тематика героического прошлого казахского народа, наряду с петроглификой Казахстана.  В одном пространстве композиции мы видим весь мир – с людьми, животными, образами, являющими высшие силы. Солнцеликое божество в данном панно выступает идейной кульминацией в композиции, занимая центральное место. Оно изображено в величии своего сияния, распространяющего благодать во все стороны бытия. Его руки распахнуты по сторонам. В молитвенном жесте люди обращают свои взоры к небу. Для панно характерен контраст черных и белых пятен, в каждом из которых угадывается образ животного, птицы, оскал хищника или тело беспомощной жертвы. Одним словом – жизнь во всем своем многообразии и естестве.

Произведение «Воины Золотого человека» относит нас ко времени, имевшем место много столетий назад. В центре композиции поединок двух главнокомандующих. Их окружают войска. У основания изображен обобщающий контурный образ «Золотого человека», его голова увенчана диадемой. Замыкают композицию по верхнему краю изображения двух орлов, головы которых направлены друг на друга. Художник применяет метод контрастных контуров, подчеркивающих форму персонажей. Люди, луки, кони, стрелы, флаги, хищники, птицы – все живет и пульсирует своей исторической жизнью. Для произведения характерна плоскостность и монументальность. Ненавязчивое вкрапление орнаментальных мотивов подчеркивает национальный колорит произведения.

Для произведений характерна авторская стилизация, рельефность, сдержанная, тяготеющая к монохромной цветовой гамме палитра. Используя цвет и фактуру натурального меха, автор добивается удивительной убедительности образов. Фантазия художника отталкивается от материала, находя в нем предпосылки будущей композиции.

 

Баженова Н.А., искусствовед, руководитель «Отдела прикладного искусства Казахстана» ГМИ РК им. А. Кастеева.

 Отличник культуры Республики Казахстан.