Мухаммад Д.Д.
Государственный университет Республики Казахстан Кастеев
Руководитель Центра изучения прикладного искусства Художественного музея
В основе художественных особенностей казахских промыслов лежит искусство войлочной печати.
Находки из крепости Пазырык (V век до н.э.) свидетельствуют о том, что, помимо изготовления различных предметов быта из войлока, он широко использовался с древних времен, используя естественное удобство резьбы и вышивания.
На основании археологических материалов мы видим, что в истории человечества в период до Пазырыка профессионально формировалось и развивалось искусство войлочной печати, мы воспринимаем их как произведения искусства с высокой художественной разрешающей способностью.
Он делал различные шерстяные войлоки, такие как коврики, коврики, коврики, коврики, коврики, коврики, коврики, коврики, коврики, коврики, коврики, коврики, коврики, коврики, коврики, коврики, коврики, коврики. Войлочные изделия теперь считаются связующим звеном в генетических и культурных отношениях населения. А. 267 изделий из войлока, хранящиеся в Кастеевском художественном музее, - это не только уникальное произведение искусства, но и неизведанное и неизведанное наследие.
Войлочные изделия пополнялись во время обширных экспедиций 1970-1980 годов.
Безусловно, среди изделий из войлока наиболее яркими являются вышитые текеметы с их насыщенными яркими красками. Коллекция текеметов в фонде музея свидетельствует о том, что казахский народ овладел всеми секретами древнего метода войлочной печати и полностью раскрыл художественные качества текеметской печати.
Вообще, войлочная печать везде выполняется одинаково. На поверхность фетра для печати густо натягивается шерсть однородного цвета и наносится узор из окрашенной в другой цвет шерсти. Затем поверхность поливают горячей водой, шига аккуратно раскатывается, раскатывается и уплотняется. Затем, пока войлок полностью не «созреет», применяют несколько методов, а когда он полностью закончен, текемет выставляют на солнце. Мастера резьбы по войлока очень популярны в стране. Текемет будет захвачен за один день. Во время шествия женщины деревни собрались вместе, поговорили, обменялись словами, аплодировали, подбадривали, и конец превратился в праздник. Здесь ярко отражена легитимность каждого народа, который издревле умел придавать смысл своим обычаям и украшать каждый день жизни. Хотя метод печати на войлоке один и тот же, рисунок на поверхности текемета меняется от места к месту, и местные художественные особенности хорошо видны.
Восточно-казахстанские текеметы сразу бросаются в глаза в неповторимом способе вышивки. На земле Восточного Казахстана резьба на поверхности текемета, выполненная опытным мастером, решается единой системой тонких ниток.
Одно из таких произведений - произведение Саулебековой Карлыги из Семипалатинской области (35 век). В целом желтый цвет орнамента очень теплый и гармоничный с коричневым цветом поверхности текемета, а тонкие полосы красного квадрата создают хорошее настроение. Имена владельцев по краям смешаны с орнаментом и гармонируют.
Абдильдинова Бипан, напротив, усложнила художественную структуру, использовав яркие краски в своем текемете (с. 27). Слегка изогнутые нити, которые двигаются при нажатии на войлок, увеличивают красоту текемета и активируют все линии движения.
Отдельным произведением является текемет Есергеновой Калимы со структурой, близкой к современному методу витражей (IX век). Мелодия ярких красок, составленная из ярких красок, словно освежающая энергия, неизбежно притягивающая взор в серые будни повседневной жизни.
Если вы обратите внимание на экспонаты коллекции музея, которые отличаются высоким художественным уровнем, а также единой структурой, вы заметите в каждом из них собственный творческий прорыв автора. В процессе работы мастер волен раскрыть декоративные возможности взаимосвязи метода войлочной печати и натуральной шерсти. Хотя текемет может показаться однообразным, вы ощутите таинственное дыхание естественности и простоты.
Среди таких произведений искусства можно выделить текеметы Западного Казахстана, которые имеют свою индивидуальность. Среди этих текеметов особое место занимают текеметы белого цвета с иной художественной структурой и цветовым решением (с. 59).
Каждый экспонат музейного фонда, собранный в единую систему, признан произведением искусства, которое отражает выдающиеся особенности местности и четко распознает подпись отдельного автора.
Расширенное и объединенное орнаментом авторское произведение Дуйсеновой Нурыш из Талдыкорганской области отвечает потребностям своего времени (32-kz, 33-kz, 34-kz). В 1960-1970-е годы широкое распространение получило использование художественных сочетаний ярко-красных цветов в производстве предметов домашнего обихода, таких как ковры и коврики. Эта тенденция преобладает в текемцах Дуйсеновой.
Развитие технических подходов в Северо-Казахстанской области