События

ПЕЙЗАЖ В ЕВРОПЕЙСКОЙ И РУССКОЙ ЖИВОПИСИ

ПЕЙЗАЖ В ЕВРОПЕЙСКОЙ И РУССКОЙ ЖИВОПИСИ

 

В Государственном музее искусств РК имени Абылхана Кастеева открыта выставка "ПЕЙЗАЖ В ЕВРОПЕЙСКОЙ И РУССКОЙ ЖИВОПИСИ". На выставке представлены произведения из музейного фонда, посвященные жанру пейзажа в европейской и русской живописи.

Экспозиция позволяет проследить развитие пейзажного жанра в культурах разных стран и показывает его значение как отражения национальной идентичности и эстетических идеалов.

Пейзажная живопись – это выражение любви к природе, мастерство передачи ее красоты, это тонкий инструмент, с помощью которого можно исследовать культуру, традиции и мировосприятие стран. Каждый пейзаж – это окно в мир, где художник, проживая отражает реальность окружающего мира. Зритель, путешествуя по этим «окнам», открывает для себя визуальный язык, говорящий о ценностях и идеалах, об особенностях социальной жизни и философских взглядах разных эпох.

Первые пейзажи датируются эпохой неолита, уже тогда люди условно рисовали небо и землю, что можно увидеть на фресках Древнего Египта и Античности. Интерес к пейзажу начинает развиваться в эпоху Раннего Возрождения, в XV веке. Как жанр живописи он прошел долгий путь от второстепенного элемента религиозных и исторических полотен и стал самостоятельной художественной формой. Важное значение в этом жанре искусства имеет использование перспективы, возможности и методы передачи света, общей атмосферы окружающей среды.

Голландская школа сыграла ключевую роль в становлении жанра. Вместо условных канонов идеализированной, придуманной природы, художники обратились к изображению действительной природы своей страны. Работы XVII века, представленные в экспозиции такие как «Пейзаж с коровами» Альберта Кейпа и «Зимний пейзаж» неизвестного мастера, демонстрируют умение авторов запечатлевать не только внешние узнаваемые черты природы, но и передавать атмосферу её переходных состояний, глубину пространства, игру света и тени. Голландские мастера сосредоточились на правдивом изображении неприхотливой сельской местности, животных и типичных для региона природных мотивов, что стало новым этапом в истории изобразительного искусства.

Пейзажная живопись Германии представлена ххудожниками-исследователями, здесь мы видим горные массивы, лесные ландшафты и архитектурные элементы, насыщеные романтическими и символическими значениями. Работы неизвестных авторов, таких как «Горный пейзаж» (предположительно Антона Файстенбергера), указывают на сложность и многообразие немецкой традиции в передаче природы.

Италию XVIII века можно увидеть в ведуте «Архитектурный пейзаж» кисти Франческо Баттальоли, где автор создаёт возвышенный образ прекрасного города, концентрируя внимание, в первую очередь на архитектуре. Ведута – разновидность пейзажного жанра, сформировавшегося в венецианской живописи. Была широко распространена в XVIII веке и представляет собой картину с детальным изображением повседневного городского пейзажа и знаменитых памятников зодчества.

Французская школа в экспозиции демонстрирует различные этапы развития жанра. Среди произведений, отражающих эстетические поиски XIX века, особое место занимает произведение «Берег Нила» Проспера Марилья, который передаёт романтическое ощущение экзотики дальних стран. «Буря на море» Гюдена Теодора знакомит с морским пейзажем, так называемой – мариной, получивший широкое распространение в эпоху романтизма. Значимы пейзажи Жана-Батиста Камиля Коро, такие как «Пейзаж с озером» и «Бурный день в Па-де-Кале», где природа предстает не только объектом изображения, но источником настроения. Художники барбизонской школы, к числу которых принадлежал Коро, стремились зафиксировать тончайшие состояния окружающей среды: движение ветра, изменчивость света, текучесть облаков. Их работы выделяются мягкостью и лиричностью, которые противопоставляются академической строгости классицизма или эмоциональной напряжённости романтического искусства. Благодаря натуральному освещению открылись новые возможности в передаче красоты воздушно-световой среды. Такого прорыва в написании работ позволило добиться изобретение масляной краски в тюбиках и выход на пленэр.

Русская школа пейзажа занимает особое место в экспозиции. Здесь представлены работы таких мастеров, как Иван Айвазовский, Сократ Воробьев, Владимир Орловский, Алексей Боголюбов, Лев Лагорио и другие. Возникший в России — в последней трети XVIII века, с основанием Петербургской академии художеств, — пейзажный жанр очень скоро стал здесь одним из главных. Путь русского живописного пейзажа отразил смену мировоззрений и настроений общества: от классицистического рационализма, восхищавшегося эталонным, стройным величием природы, через романтизм, увидевший в окружающем мире зеркало человеческих чувств и эмоций, к реализму, направившему опыт своих предшественников на постижение действительности.

В экспозиции представлены крупнейшие мастера русской пейзажной живописи XIX века, чьи полотна пронизаны любовью к природе и тонким чувством цвета и света, покоряя реалистичностью, строгостью композиционного построения, тщательностью проработки деталей, пристальным вниманием к эффектам естественного освещения, мастерским использованием световоздушной перспективы и высокой степенью поэтичности. Художники русской школы сочетали академическую точность с эмоциональной выразительностью, создавая уникальный образ русского пейзажа.