RESEARCH

Кустодиев Борис Михайлович. 1878-1927

Бучинская В.С.

Снс научного центра
современного зарубежного искусства
 

Кустодиев Борис Михайлович. 1878-1927

В 2008 году в одном из залов ГМИК прошла юбилейная выставка, посвященная 130-летию со дня рождения этого знаменитого русского художника, создавшего неповторимое искусство высокой поэзии и возвышенной красоты.
Особое место в экспозиции занимал утонченный по выразительности «Автопортрет», выполненный пастелью, техника хрупкая и трудная для сохранности. (Картон, пастель, 37,5х45,5. Приобретено у М.Г. Гордеева, Москва, в 1962). На обороте произведения сохранились наклейки: отдела выставок Академии художеств Петербурга и Киевского Государственного музея русского искусства, где эта картина экспонировалась. Погрудный портрет написан на фоне зеленой стены. Все мягко освещено дневным светом из окна. Колоритное решение построено на сочетании нежных оттенков серого, голубоватого, с легкими полосами темно-серого, оранжевого и белого. Справа в углу и над головой виднеются рамы висящих картин – постоянное и самое важное для художника окружение. Он изобразил себя в расцвете сил с легким румянцем юношеской взволнованности, с пристальным взглядом серых глаз. Этот взгляд очень интересный и непростой, кажется, что он внимательно смотрит на зрителя, но глаза разные, встревоженные, левый изображен в глубокой тени, он обращен скорее вглубь себя. Как происходит творческий процесс, где находится источник вдохновения, поистине «художник – один на один с вечностью». Лицо одновременно решительное и тревожное, без тени внешней позы, позирования, почти беспощадный бескомпромиссный путь самопознания: «познай себя – и ты познаешь мир».
Широко известна буквально героическая преданность Кустодиева искусству. Он писал: «Работа – моя жизнь, а единственным сюжетом моих картин была любовь к жизни, радость и бодрость». Борис Михайлович был талантливым учеником и помощником И.Е. Репина, еще в Академии Репин говорил, что «возлагает на Кустодиева большие надежды» и предложил помогать в создании колоссальной по размерам и уровню живописных задач картины «Заседание Государственного Совета» (1901-1903). Портрет один из труднейших жанров, требует от художника быть психологом, умения выявить характерное в человеке и при этом создать художественный образ. Групповой портрет, тем более с таким большим количеством высоких сановников, – задача архисложная. Эта работа послужила серьезнейшей школой мастерства, уроком высшей требовательности художника к себе. Кустодиев в свободной и темпераментной манере написал двадцать пять превосходных портретных этюдов, задача каждого – не только точно передать сходство, но и найти принцип живописного решения, как фрагмента картины.
В коллекции музея есть три таких работы – это изображения старейшин общества, заслуженных людей. Статс-секретарь генерал М.Н. Галкин-Врасский – осанистый генерал в парадном мундире, изображен почти со спины, видна лишь часть усов и коротко подстриженная борода. Этюд написан пастозно, с широкими мазками белой краски и тяжелого плотного цвета золотого шитья, видны следы от записей, (холст дублирован) – все это придает ему особенную историческую ценность. Этот этюд участвовал на выставке «Нового общества художников» в 1905 году. («Портрет генерала» Михаил Николаевич Галкин-Врасский. Х., м. 58х42. Слева внизу – Кустод. Поступило из Центрального музея Казахстана в 1939).
Помощник статс-секретаря граф А.А. Бобринский (1823-1903) – член Государственного Совета с 1896 года. (Портрет графа Александра Алексеевича Бобринского. 1903, х., м. 71х53,5. Слева внизу – Б. Кустодiевъ 1903. Поступило из ГРМ в 1936). На портрете мы видим седого почтенного человека со слегка ссутулившимися плечами, вынесшими на себе немало, но он полон внимания и готов к действию. Его шитый золотом мундир почти весь покрыт орденами, среди них выделяется алмазная звезда. Портрет написан почти со спины, но воспринимается парадным, глубокий темно-малиновый фон, ограждает от суеты и придает особую значительность образу. Это вариант портрета 1901 года, находящегося в Петербургском центральном хранилище.
Директор императорских театров князь Волконский, представительный с гордой осанкой человек, с высоким умным лбом и орлиным носом, держит себя с большим достоинством. Он также изображен в шитом золотом мундире и с широкой красной орденской лентой через плечо. Фон темно-малинового цвета написан динамично, полон внутреннего движения. (Х., м. 56х44. Произведение было подарено московским коллекционером Б.Н. Грибановым в 1965).
Кроме того, в собрании музея есть прекрасный эскиз Кустодиева общего вида зала заседания с красным балконом и мраморным бюстом среди зелени, с виртуозной передачей световоздушной среды большого пространства, На первом плане изображены стоящие за столом сановники в черных мундирах с лентами, вдали видно множество фигур в красных мундирах. Эскиз выполнен перламутрово мерцающей пастелью. (Эскиз к картине И.Е. Репина «Заседание Государственного Совета». Бумага, пастель. 29х28. Приобретен у Г.И. Бялика (Ленинград) в 1959).
Кустодиев много рисовал для журналов, создавал декорации для театра. «Гроза» А.Н. Островского была его любимой пьесой. В 1919 году в серии «Народная библиотека» «Гроза» была напечатана с его иллюстрациями. В 1920 году он работал над оформлением этой драмы для Псковского городского театра. В эти годы Кустодиев создавал «Картины-воспоминания – блестящие импровизации». Картина «Провинция» была написана в 1919 году по впечатлениям «Грозы». (Х., м. 80х97. Справа внизу – Б. Кустодiевъ 19. Приобретено у А.Л. Катцен-Рябовой (Москва) в 1966). Художник создал эстетически идеализированный, возвышенный образ купеческой России, с золотыми куполами многочисленных церквей и неторопливым бытом, с ощущением благополучия и спокойствия, праздничности всего бытия, радости самого факта жизни. Провинциальный городок, расположенный на склоне холма, вызывает ощущение простора и дает художнику возможность развернуть выразительную панораму. В разных частях произведения художник разворачивает несколько занимательных сцен с увлекательными сюжетными ситуациями, с прекрасно читаемыми характерами людей, с разнообразными психологическими коллизиями. Зрелищность и конкретность переплетаются между собой, вплоть до трогательных деталей – молодым деревцем, бережно огороженным аккуратной зеленой загородкой и спокойно пасущейся коровой. Кустодиев, великолепный рисовальщик, создал многособытийное действие с выразительными типажами и с множеством интереснейших деталей быта. При этом в живописи присутствует элемент эфемерной, условной сказочности, как бы сошедшие с театральных декораций стоят деревья, серебристо голубые и ярко золотые в пышной осенней листве. За красной крышей булочной, с затейливыми вывесками, видна красная церковь с зеленой кровлей и белая шатровая колокольня. Над высоким горизонтом – розовые облака на вечернем небе. В наступающих прозрачных сумерках освещенные витрины кажутся горящими. При декоративности колорита цвет сохраняет документальную точность.
Картина «Вид из окна» написана из окна дома на Введенской улице, где Борис Михайлович жил с 1915 по 1927. (Фанера, м. 67х90. Поступило из Ленинградской закупочной комиссии МК СССР в 1939). Даже в заурядном скромном городском пейзаже среди стандартных многоквартирных домов художник пишет дорогую его сердцу церковь с двумя куполками на тонких барабанах, под зеленоватым небом с розово-синими облаками на склоне дня. Церковь и колокольня, кажется, встали защитной стеной простой жизни человека. В обыденном мотиве художник увидел столько красоты и поэзии и передал ощущение световоздушного пространства. Произведение выполнено на фанере, мелкие трещинки которой превратились в своеобразный живописный эффект – как тонкие струйки дождя и придают изображению особое очарование.
Музею также удалось из разных источников приобрести несколько прекрасных графических работ Кустодиева в различных техниках – акварель, рисунок, автолитография. Среди них особый интерес представляет «Портрет искусствоведа С.Р. Эрнста» 1918. (Бумага, графитный и цветные карандаши. 65,3х47,2. Слева внизу – Б.Кустодiевъ I. Передано в дар Л.И. Бродской (Москва) в 1973). Эрнст, Сергей Ростиславович (1894-1980), художественный критик и историк искусства, с начала 1920-х годов жил в Париже. Он изображен в состоянии глубокой сосредоточенности, перед ним лежит книга с репродукциями. Его взгляд устремлен на зрителя, в нем одновременно чувствуется и вопрос, и внутреннее размышление. Произведение острой психологической выразительности и исключительной виртуозности карандашного рисунка.
Замечательная акварель 1923 года «Портрет артистки Е.Н. Глебовой» – характерное для  Кустодиева произведение, когда художник во всем стремится увидеть красоту. (Бумага, карандаш, акварель. 40x28. Слева внизу – Б.Кустодiевъ 1923. Приобретено у Г.И. Бялика (Ленинград) в 1959). Прелестные ямочки на плечах и груди, ямочка на решительном подбородке, прекрасные синие глаза, как сапфиры с искорками то ли торжества, то ли слез. Экстравагантное удивительного фасона платье – костюм для выступления  в стиле двадцатых годов оставляет открытыми руки и плечи, которые так любил писать Кустодиев. В небольшом, подцвеченном акварелью, рисунке создан едва ли не монументальный образ, так значима изображенная в центре листа фигура женщины, исполненной спокойного достоинства и мягкой грации. Предположительно, это изображение родной сестры П.Н. Филонова – Евдокии Николаевны (1888-1980), певицы, педагога вокала, которая в трудные годы сохранила и передала в Русский музей практически все наследие брата, – одного из гениев ХХ века.
Три выразительные автолитографии 1921 года превосходны по кристальной ясности и исключительной силе творческого воображения. «На прогулке (Волга)» 1921 (Б., автолитография. 20,7х28,3. Слева внизу подпись и дата). «Купальщица» 1921 (Б., автолитография.  21,9х29,7. Справа внизу подпись и дата). «За чаем (Купец и купчиха)» 1921 (Б., автолитография. 19,5х29,6. Слева внизу подпись и дата). Все три работы приобретены у  Г.И. Бялика (Ленинград) в 1961-1962годах.
В 1916 году была написана одна из самых значительных и известных картин художника «Масленица», неоднократно повторявшаяся и варьировавшаяся им (находится в Государственном Русском музее в Петербурге). С особой широтой и силой в ней возникает образ-поэма «кустодиевской России», пестрой, шумной, радостной. Темамасленицы, народного праздника, сама по себе соответствовала характеру творчества Кустодиева. Из двух рисунков карандашом на бумаге, приобретенных ГМИ РК им. А.Кастеева из частных коллекций в 1959 году, один с тем же названием, но решение всей композиции иное. «Масленица» 1917(вариант картины 1916. Бумага, карандаш, акварель. 14х25. Слева внизу – Б. Кустодiевъ I917. Приобретено у И.М. Эзрах (Ленинград) в 1959). Рисунок выполнен на листке блокнота. Изображена окраина провинциального города. По холмам, покрытым снегом, мчатся сани, запряженные парами лошадей. У подножия высоких деревьев, над которыми вьются галки – катания на качелях-бревнах. Почти как всегда у Кустодиева видны колокольни. В зеленоватом небе – розовые вечерние облака.
Другой называется «Зимний пейзаж. Масленица», по сути, рабочий рисунок из блокнота, вглядываясь в который мы становимся свидетелями живого творческого процесса. (Бумага, карандаш. 15,7х20,8. Приобретено у Г.И. Бялика (Ленинград) в 1959). Это двойной пейзаж: сверху изображена несущаяся по улице русского города тройка, внизу: ярмарочное гуляние.
«Деревенский пейзаж» (бумага, карандаш. 20,5х34, приобретен у Г.И. Бялика (Ленинград) в 1959), отличается простотой и естественностью изображения. Лист бумаги пожелтел, края помяты, карандаш кое-где размазан, это делает этот скромный рисунок особенно достоверным. (Работая с наследием Кустодиева трудно не восхититься выразительностью инвентарных описаний Е.Б. Вандровской).
Творчество Кустодиева – это проявление необычайной силы духа, умения почувствовать и передать в живописи ликующее счастье жизни. Вера в созидательную силу искусства и его преобразовательные возможности позволяла ему непрерывно и  самозабвенно работать по двенадцать часов в сутки. Кустодиев говорил о том, как часто «ловит себя на мысли,… что всегда выражает те переживания, что волновали его в детстве». Его воспитала красота народного искусства, особенность русского быта Астрахани, где он родился и вырос, учился в духовной семинарии, два года был учеником местного художника П.А. Власова, поражая того своей настойчивостью в рисовании. «Астраханские впечатления играли огромную роль в творчестве художника, обладавшего необычайной зрительной памятью. Сын рассказывал, что отец многие годы помнил мельчайшие подробности быта, пейзажа, костюмов людей» 1 Волжский город Астрахань, благодаря произведениям Бориса Кустодиева стал известен всему миру, подобно Витебску благодаря картинам Марка Шагала.
Федор Шаляпин высоко ценил искусство Кустодиева, называл его «замечательным», «бессмертным» живописцем и «человеком, достойным поклонения», рассказывал, что если он «когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве».
Картины Кустодиева с его эстетическим, праздничным восприятием мира, являются одним из ярких примеров сути художественной позиции «Мира искусства». Созданное в 1898 году крупное художественное объединение Серебряного века русского искусства сформировало новый ретроспективный стиль. Утверждая, «мы, прежде всего поколение, жаждущее красоты», в отличие от предыдущей позиции передвижников, которые говори, прежде всего, о социальных проблемах общества.
О последних годах жизни Кустодиева исследователи его творчества писали: «Бодрое, веселое, искрящееся оптимизмом творчество Кустодиева развертывалось на фоне постоянной, непрекращающейся борьбы с болезнью. Здоровье этого, еще недавно подвижного стройного и сильного человека ухудшалось с каждым годом. В конце 1913 года он поехал в одну из берлинских клиник на операцию. Однако сложнейшая операция (удаление опухоли в спинномозговом канале) исцеления не принесла. Через два года почти отнялись ноги – теперь он лишь с трудом передвигался на костылях перед мольбертом, создавая свои большие полотна.
В 1916 он решился на повторную операцию. Он боролся не только за жизнь, но и за возможность творчества – он не представлял себе одного без другого. Ему нужно было еще очень много сделать. И накануне новой мучительной операции, понимая, что исход не известен, он упрямо дописывал эскиз к «Групповому портрету художников Мира искусства». После операции долгие годы лежал без движения. «Профессор запретил ему работу, говоря, что она грозит ему гибелью. И он подчинился, но скоро почувствовал, что жизнь уходит от него, что он погружается в какой-то безнадежный мрак. Тогда он умолил близких дать ему бумагу и карандаш: он сознавал, что только тогда и выздоровеет, когда будет работать. Тайком от докторов, пряча альбомчик, он стал лежа набрасывать в него свои мысли, которые теснились, сменяя одна другую, и в этом процессе лихорадочной работы он стал ощущать, как вместе с духовной горячкой к нему начали возвращаться физические силы». 2
«Болезнь обостряла постоянную потребность творчества. В нем было спасение. Обострила способность внутреннего созерцания. Его творческие интересы разносторонни – они охватывают жанровую картину и портрет, оформление массовых революционных празднеств, книжную иллюстрацию  и театр. Неправдоподобно огромное количество самых различных работ, созданных в это время – они исчисляются сотнями, – свидетельствуют о творческом подъеме, при котором переполняющие мастера новые замыслы с необычайным вдохновением выливаются в образы, рожденные как бы единым порывом воли и чувств. В эти годы, запертый в стенах своей мастерской, в изматывающей борьбе с болезнью, он работал с таким напряжением, как никогда прежде. Своим единственным оружием в этой борьбе художник считал творчество, рожденное любовью к жизни. Сама жизнь ставшая подвигом, пример героического труда и всепоглощающей любви к искусству, может быть, она и есть самое благородное и красивое «произведение». 3
Экспозиция – результат собирательской, исследовательской, реставрационной и хранительской работы трех поколений научных сотрудников музея. Небольшая по объему выставка, всего в экспозиции было пятнадцать произведений, шесть живописных работ и девять листов графики, значительна по содержанию, так как представляет подлинники известнейшего художника, созданные в различной технике. Безусловно, это вклад в общее творческое наследие большого мастера.
 
 
ЛИТЕРАТУРА
 
1.С.Г. Капланова. Борис Михайлович Кустодиев. Л. «Аврора». 1971
2. В.В. Воинов Б.М Кустодиев. Л. Госиздат, 1925стр. 36-37
3. М. Эткинд. Борис Михайлович Кустодиев. Л-М. «Искусство»1960