RESEARCH

«Для нас не угасают днем Высокие созвездья» из стихов П.Я.Зальцмана

2 января 2012 года исполняется сто лет со дня рождения Заслуженного деятеля искусств Казахстана Павла Яковлевича Зальцмана (1912-1985), внесшего неоценимый вклад в культуру и искусство человечества.
Произведения Зальцмана занимают особое место в искусстве ХХ века. Их отличают постоянный и глубокий интерес к духовному миру человека и своеобразие художественного языка. Его творчество – это культурное достояние Казахстана. Своим творческим устремлением к созданию разносторонних человеческих образов и высокой культурой формы П.Я. Зальцман оказал большое влияние на формирование многих художников республики.
Его станковые произведения находятся в экспозиции крупнейшего музея России – ГТГ, занимая достойное место среди шедевров гениев русского искусства ХХ века, а также в собрании другого знаменитого русского музея – ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве. Его произведения бережно хранятся в фондах Государственном музее искусств РК им. А.Кастеева, а также в других музеях и в частных коллекциях Казахстана и других стран.
Творческую судьбу Зальцмана во многом определило знакомство с П. Н. Филоновым. Зальцман участвовал в оформлении уникальной книги – издание «Калевалы» 1933 года – выразительный образец искусства оформления книги и один из редких сохранившихся примеров совместной работы художников Школы Филонова.
Творчество Зальцмана отличается особой глубиной и мудростью, завершенностью формы, отличает особая «чистота стиля», которая может быть достигнута лишь очень немногими мастерами, это работа исследователя и аналитика, в его произведениях напряжение мысли и чувств ощущаются в каждом прикосновении кисти.
Богатая эрудиция и интерес к точным наукам делают его образы глубокими и ассоциативно насыщенными. Его многозначные, многоплановые произведения – это исследование человеческих судеб, наблюдения и размышления их взаимоотношений и взаимодействий, сгустки информационного насыщения в энергетическом поле изображения. На одной изобразительной плоскости в принципе симультанизма – принципа взаимосвязи и взаимообусловленности структурных элементов композиции, соединяются несколько ситуаций, важны каждое лицо, предмет или элемент фона, благодаря этому создается эмоциональное напряжение активных состояний. Композиционная система «предстояния» создает особую мизансцену, центр которой как бы вынесен за плоскость листа и находится между ней и зрителем.
Его акварели это шедевры живописи, поэтика художественного языка высочайшего уровня, и мастерство живописной пластики. Структурированная красота формы в «Предчувствии гор» (1965-1966) превращается в чудо волшебных переливов, перезвонов изысканных оттенков цвета организованных в волшебное целое на уровне изысканного музыкального произведения, подлинной симфонии живописи. Удивительное соотношение эмоционального импульса, могучей интеллектуальной выстроенности, строгости и непосредственного наслаждения творческим процессом, чистой радостью искусства.
Павел Яковлевич был масштабной личностью, сильный духом, художником творцом. В его творчестве присутствует глубинное измерение, на фоне которого происходит игра противоположностей, порой драматического характера. На уровне форм он создает пространство, в котором происходит интеграция и трансформация мысли в пластическую форму произведения.
П.Зальцман родился в Кишиневе, после прорыва блокады Ленинграда был направлен на Центральную объединенную киностудию в Алма-Ату, где решил остаться и после войны. Интерес к Востоку у него появился еще в 30-е годы. Увлеченность культурой и искусством Казахстана ясно читается во всем его творчестве, на его земле в искусство Зальцмана влились в своеобразном преломлении элементы национальной культуры, «чудесным образом соединились и веяния народного искусства Казахстана и едва уловимые реминисценции раннего Возрождения в ликах портретируемых». (М. Лазарев. Мастера акварели. «Художник», 1971, № 1,)
По мнению одного из крупнейших искусствоведов России Д. Сарабьянова, не просто «разгадать характер этого оригинального и глубокого художника,… необходимо вжиться в образную систему П.Зальцмана, погрузиться в его совершенно особый мир, метафорическую сущность образов… Сложное образное содержание произведений П.Зальцмана органично согласуется с его графической и живописной системой». (Д. Сарабьянов. «Перспективное начинание». «Искусство» № 5, 1984. с.70)
Павел Яковлевич – многогранная, яркая и своеобразная личность. Многообразны его интересы и сферы деятельности – длительные годы преподавания истории искусства в Алма-атинском художественном училище, Казахском педагогическом институте, Казахском государственном университете и других учебных и художественных заведениях, почти непрерывная работа на киностудии «Казахфильм».
 
В.С. Бучинская

(автор первой монографии о Павле Зальцмане в издательстве «Онер», Алматы 1983)