ЧЕЛОВЕК ВСЕЛЕННОЙ
Сергей Иванович Калмыков – один из интереснейших и своеобразных художников многонационального искусства Казахстана. Творчество этого художника сейчас - новое открытие для искусства, оно становится всемирно известным, наше время ставит его в ряд мировых имен. Выставки его произведений из собрания Государственного музея искусств Казахстана имени А. Кастеева, кроме экспозиции самого музея, проходили в Москве и Петербурге.
Он намного опередил свое время и до сих пор продолжает оставаться загадкой. Его картины для нас – это окна того Храма, в котором жила его душа. Чем больше занимаешься творчеством Калмыкова, тем больше удивляешься его уникальности. Уровень его мощного творческого потенциала продолжает превышать современный уровень.
Алма-Ата сохранила мирового гения, сыграла решающую роль в формировании характера его искусства, этот город считает Калмыкова своим художником, своей историей, своей гордостью. Сюда в 1935 его пригласили художником постановщиком в только что созданный Музыкальный театр (ныне Академический театр оперы и балета имени Абая), здесь он жил до последнего дня – 27 апреля 1967. Родился он в Самарканде 6 октября (по старому стилю) 1991.
Театр был для него творческой мастерской и домом. Все зрители вставали, когда открывался театральный занавес, и долго восторженно аплодировали его декорациям. Калмыков был подлинно творческой личностью – всё, что он делал, он делал безупречно. Он был гениальным костюмером. На его персонажах в станковых произведениях очень интересные костюмы. В определенной степени и его живопись имеет связь с театром. В соответствии с характером театра, цвет вне будничных категорий (как и все остальное), фантастичен, живет по своим законам. Он писал бесчисленное количество великолепных этюдов, превращая обычные уголки города и парка в маленькие шедевры живописи. По ночам он рисовал пейзажи иных миров, с утонченными девами и амурами, писал стихи, художественную прозу, теоретические размышления о живописи, тексты оперетт и романов, дневники. И это тоже становилось у него шедеврами.
Личность Калмыкова стала легендарной еще при жизни. Его внешний вид и поведение давали очень важный урок свободы. Посеянные им зерна раскованности, искренности, умения быть собой, отсутствие страха перед жизнью, смелость и святая преданность Красоте не могли бесследно погибнуть. Это именно то, что движет жизнь, это осознанно или нет, проросло в наших душах и, вместе с сияющими вершинами наших «Небесных гор» (так переводится Тянь-Шань) также помогает тому, что делает наш город особенным. Прекрасный вид удивительных гор, возвышающихся над городом, их строгая и изысканная красота присутствует в самом строе живописи. Его друзьями и собеседниками были великие мастера мирового искусства, которые существовали в его воображении и в его произведениях. Калмыков был прирожденным мечтателем. Основным смыслом его существования было искусство, в неограниченные возможности которого он верил. Все его творчество проходило на большом душевном подъеме, при глубокой сосредоточенности и полной самоотдаче.
Он работал очень много. Его произведения обладают мощной силой выражения и обаянием. Экспрессия цвета и формы, движение и единство пульсирующего ритма широких живописных мазков, построенных на динамичных отношениях густых оттенков цвета, превращаются в живописную симфонию. Испытывать такую высокую радость могут только очень сильные духом люди. И он считал себя счастливым, потому что вся его жизнь была заполнена творчеством, полностью посвящена Искусству. Ежедневный труд и природное понимание изобразительных и выразительных возможностей цвета и линии, помогло ему достичь полноты выражения сложных эмоций и мыслей. Обостренная душевная чуткость раскрывается в его произведениях.
Графика Сергея Ивановича уникальна и сюжетами и выразительной значимостью линейных структур, как утонченно сотканное кружево. Интересно, что линия очень важна и в живописи, часто она звучит как самостоятельный цветной контур, создающий особую цветовую напряженность, пульсацию живописи на очень высоком уровне духовных вибраций. Сложные взаимодействия пульсирующих линий, как пульсация нервов, зафиксированное движение электронов внутри мозга, отражающее движение мысли, художник непосредственно изображает в некоторых работах и развивает в художественной пластике своего искусства. Драматургия очень сильных образов, разыгранная художником от трагедии и фантасмагории, через романтическую глубину, через сарказм и иронию к сказке и маскараду. Богатая эмоциональная гамма, живые, подвижные формы.
Искусство Калмыкова явление особенное по своему образному своеобразию и мощной выразительности пластики. Свою необычную живопись сам Калмыков называл «математико – физико – метафизической». Он работал не только на спонтанном импульсе, а соединял эмоциональность, и даже повышенную эмоциональность, со сложными логическими построениями, создавал произведения в состоянии высокого творческого волнения. Это чувствуется в разнообразном пластическом решении подвижных очертаний форм, на каждом, самом небольшом участке холста и всей композиции в целом. Подчеркнутая значимость многоцветного контура создает элемент гранения,структурирования, является проявлением волевого и интеллектуального начала, силы мысли и характера, структурного метода мышления. Пульсирующие контуры в его произведениях – это целые художественные системы, имеющие самостоятельное эстетическое значение. Они дают самый богатый материал для наблюдений и размышлений. И являются новым словом в искусстве. Удивительная решимость и высота духа буквально заполняют все пространство холста. Бесконечное удовольствие разглядывать живопись совсем близко, она вся мерцает и вибрирует, кажется, живет и дышит, каждый цвет внутри трепещет, светится, движется, развивается в отношениях друг к другу, живет внутри пятна и по цельности пластических структур и бесконечно сложной художественной жизни всех отдельных элементов, составляющих единое целое. Калмыков наиболее удивляет органичностью формы и цельностью цвета, тонким чувством которого он обладал цвета, и которое может быть только у прирожденного колориста. Цельный и мощный образ чистой мечты и ясной гармонии, прекрасного мира, духовная субстанция в самой живописи. При этом это почти формула «чистой» монументальности.
Как многие большие художники, как его учителя К.С. Петров-Водкин и М.В. Добужинский, Калмыков мечтал расписывать стены зданий, и многие его произведения воспринимаются как эскизы необыкновенных, грандиозных росписей. Сергея Калмыкова можно назвать одним из создателей «планетарного искусства». Он объединяет в себе стили и методы, как бы воплощающие в себе традиции культур разных стран и разных времен, его творческий метод является поистине полифоничным, он вбирает в себя и отражает собою очень многое. В нем можно найти проявление новейших научных открытий (которые он делал силой своей интуиции) и древнейших эзотерических знаний. Все его творчество – это уникальный духовный опыт.
Его пейзажи можно назвать космическими. Запечатлевая природные процессы, они несут в себе еще какие-то загадочные таинственные смысловые планы, в них отражена особенная природа или особенное состояние сознания художника. Это новое ощущение времени и пространства, самого места человека во Вселенной. В этом невообразимом для будничного сознания пространственно-временном континууме расстояния могут в любых пределах уменьшаться и увеличиваться, застывать складками и пульсировать кривизной. Сопричастность Космосу была основой и самой сутью творчества Калмыкова. Он жил в этих многомерных пространствах и параллельных мирах, он в них пребывал, он был им соразмерен. Он обладал мышлением космического уровня, когда нет разделения не только на расы и национальности, но даже на добро и зло, мир здесь цельный. Живописное произведение 1944 года с особенным названием «Страхилад», могло бы быть эпиграфом к его творчеству. Сюжет, оригинальный для искусства вообще, характерен для Калмыкова. Странное существо, жутковатое и удивительно трогательное, изящное и парадоксальное одновременно. Великолепный фантастический образ обладает сильнейшей эмоциональностью, трогательной беззащитностью. В этом персонаже проявилось удивительное качество Калмыкова – страх и лад вместе, в одном образе, в одном понятии. Небо и земля поменялись местами, коричневого цвета небо над голубой землей с розовыми деревьями, все шиворот на выворот стало в мире, шкала ценностей встала с ног на голову.
Его произведения рождают чувство загадочности, чего-то выходящего далеко за пределы обычного понимания, они полны таинственных знаков, символов, формул, заклинаний, которые невозможно осмыслить только с точки зрения искусствоведения. Чем больше стараешься изучить связь творчества Калмыкова с точными и духовными науками, тем больше удивляешься глубине его интуитивного и интеллектуального проникновения в тайны мироздания. Он оперирует таким обширным кругом понятий в сюжетах, образах, в самой пластической структуре, что их трудно представить в сознании одного человека. Мировоззрение масонов, античная мифология, религии Монголии, Китая, Египта и что-то еще, ускользающее от понимания. Он обладал синтезирующим мышлением. Его мысль жила в гармонии с чувством. Его рабочий процесс – озарение. Его творчество проходило на уровне, который мы называем духовным и здесь действуют законы глобального взаимодействия.
Государственный музей искусств имени А. Кастеева Казахстана является владельцем настоящего сокровища – более тысячи живописных и графических произведений Сергея Ивановича Калмыкова, почти все лучшее, созданное Калмыковым за 58 лет творческой деятельности. Необычайно большое количество работ одного художника непонятых и не принятых при жизни и после смерти автора, поступили в музей на постоянное хранение после смерти художника усилиями Любовь Георгиевной Плахотной (директор в 1950-1973 годы). Взять такое количество необычного художника, творчество которого и сейчас еще опережает свое время, а тогда они были совершенно оригинальны – это был подвиг.
Почти все работы были в очень плохой сохранности. В фондах нашего музея они бережно и профессионально хранятся, реставрируются, изучаются, экспонируются и публикуются. Впервые алмаатинцы познакомилась с произведениями Сергея Калмыкова на первой персональной посмертной выставке в декабре 1968 - январе 1969. До сих пор сила его искусства, пронзительное и, одновременно невероятно мощное звучание КРАСОТЫ, остается волшебной вдохновляющей тайной.
Творчество С.И. Калмыкова можно назвать концептуальным по принципу работы с художественным материалом и по наличию большого количества литературно-теоретических обоснований, наполненных выразительными высказываниями, рассыпанными драгоценным жемчугом по его многочисленным рукописям. «Ключ к Мирозданию» название одного из рукописных альбомов Сергея Калмыкова. Этими словами можно определить искусство этого удивительного художника, соединившего в своих произведениях непосредственный восторг всем видимым миром, со сложнейшими логическими изысканиями и умопостроениями.
Валентина Бучинская
Сведения об авторе. С 1969 опубликовала о С.И. Калмыкове 25 статей, и две монографии