Page 17 - Живописи
P. 17
В 1990-х годах после распада СССР на первый план выходят формалистические
принципы, направленные на экспериментирование с цветом, формой. А. Сыдыханов
уходит в абстрактную символическую живопись. На поисках цветопластической новизны и
выразительности сосредоточились К. Дуйсенбаев и более молодое поколение живописцев: Б.
Бапишев, М. Бекеев, А. Есдаулет, А. Нода и другие. Лейтмотив художественных высказываний
– разочарование в советских идеологемах, распаде когда-то мощной державы. С одной
стороны, присутствовала эйфория обретения независимости, с другой – экономические
трудности, падение уровня жизни. Художники отказываются участвовать в прямой
политической игре, творят в условиях полного отсутствия цензуры и открывшейся им свободы
творчества и всяческих экспериментов. Чем многие незамедлительно воспользовались.
Вместе с тем, актуализируется проблема поиска национальной самоидентичности, которая,
впрочем, актуальна до сих пор. Мы можем говорить и в некоторых случаях констатировать
стремление к постановке сущностных вопросов бытия и художественному развертыванию
экзистенциальной тематики, связанной, в том числе, с представлением художника о
национальной идентичности. И в последующие годы творчество ряда интересных современных
художников имеют ярко выраженный концептуальный план, обусловленный постановкой
и развитием этнокультурного дискурса, преломлением и трансформацией приемов
декоративно-прикладного искусства и уроков западного экспрессионизма и авангардизма.
Понимание необходимости восполнения некоторых тем и сюжетов, которые бы
раскрывали в полной мере историю и культуру народа, музей выступил инициатором
масштабных тематических проектов на конкурсной основе, по итогам которых собрание
получило новые пополнения. Республиканская выставка-конкурс 2013 года «Казахский
народный эпос. История и традиции казахского народа» стимулировала казахстанских
художников обратиться к теме истоков и традиций, выраженных в народном эпосе. По
итогам конкурса работы, признанные лучшими, были переданы в музей, в их числе оказались
произведения Д. Касымова, А. Дузельханова, К. Ажибекова, Т. Тлеужанова, Б. Мырзахметова,
А. Жакыпбека, Д. Кастеева и других. Другим важным проектом стал Национальный конкурс
исторической живописи «Бабалар аңсаған Тәуелсіздік» 2016 года, посвященный 25-летию
Независимости Казахстана. Произведения Д. Кастеева, М. Нургожина, Н. Килибаева, А.
Жакыпбека и Д. Макина, занявшие призовые места, пополнили собрание музея.
Таким образом, и сегодня музей продолжает направлять свои усилия на расширение,
изучение и популяризацию интереснейшего и важнейшего раздела собственной коллекции,
ее Золотого фонда – живописи Казахстана.
Г.К. Шалабаева,
директор Гос. музея искусств РК им. А. Кастеева,
Заслуженный деятель РК,
доктор философских наук, профессор
Примечания:
1. Цит по кн. Борьба за прогрессивное реалистическое искусство в
зарубежных странах. М., «Искусство», 1975, с. 45.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА. ЖИВОПИСЬ 17