Page 17 - Живописи
P. 17

В  1990-х  годах  после  распада  СССР  на  первый  план  выходят  формалистические
                              принципы,  направленные  на  экспериментирование  с  цветом,  формой.  А.  Сыдыханов
                              уходит в абстрактную символическую живопись. На поисках цветопластической новизны и
                              выразительности сосредоточились К. Дуйсенбаев и более молодое поколение живописцев: Б.
                              Бапишев, М. Бекеев, А. Есдаулет, А. Нода и другие. Лейтмотив художественных высказываний
                              –  разочарование  в  советских  идеологемах,  распаде  когда-то  мощной  державы.  С  одной
                              стороны,  присутствовала  эйфория  обретения  независимости,  с  другой  –  экономические
                              трудности,  падение  уровня  жизни.  Художники  отказываются  участвовать  в  прямой
                              политической игре, творят в условиях полного отсутствия цензуры и открывшейся им свободы
                              творчества  и  всяческих  экспериментов.  Чем  многие  незамедлительно  воспользовались.
                              Вместе с тем, актуализируется проблема поиска национальной самоидентичности, которая,
                              впрочем, актуальна до сих пор. Мы можем говорить и в некоторых случаях констатировать
                              стремление  к  постановке  сущностных  вопросов  бытия  и  художественному  развертыванию
                              экзистенциальной  тематики,  связанной,  в  том  числе,  с  представлением  художника  о
                              национальной идентичности. И в последующие годы творчество ряда интересных современных
                              художников  имеют  ярко  выраженный  концептуальный  план,  обусловленный  постановкой
                              и  развитием  этнокультурного  дискурса,  преломлением  и  трансформацией  приемов
                              декоративно-прикладного искусства и уроков западного экспрессионизма и авангардизма.
                                    Понимание  необходимости  восполнения  некоторых  тем  и  сюжетов,  которые  бы
                              раскрывали  в  полной  мере  историю  и  культуру  народа,  музей  выступил  инициатором
                              масштабных  тематических  проектов  на  конкурсной  основе,  по  итогам  которых  собрание
                              получило  новые  пополнения.  Республиканская  выставка-конкурс  2013  года  «Казахский
                              народный  эпос.  История  и  традиции  казахского  народа»  стимулировала  казахстанских
                              художников  обратиться  к  теме  истоков  и  традиций,  выраженных  в  народном  эпосе.  По
                              итогам конкурса работы, признанные лучшими, были переданы в музей, в их числе оказались
                              произведения Д. Касымова, А. Дузельханова, К. Ажибекова, Т. Тлеужанова, Б. Мырзахметова,
                              А. Жакыпбека, Д. Кастеева и других. Другим важным проектом стал Национальный конкурс
                              исторической  живописи  «Бабалар  аңсаған  Тәуелсіздік»  2016  года,  посвященный  25-летию
                              Независимости  Казахстана.  Произведения  Д.  Кастеева,  М.  Нургожина,  Н.  Килибаева,  А.
                              Жакыпбека и Д. Макина, занявшие призовые места, пополнили собрание музея.
                                    Таким образом, и сегодня музей продолжает направлять свои усилия на расширение,
                              изучение и популяризацию интереснейшего и важнейшего раздела собственной коллекции,
                              ее Золотого фонда – живописи Казахстана.


                                                                  Г.К. Шалабаева,
                                                                  директор Гос. музея искусств РК им. А. Кастеева,
                                                                  Заслуженный деятель РК,
                                                                  доктор философских наук, профессор























                              Примечания:
                              1. Цит по кн. Борьба за прогрессивное реалистическое искусство в
                              зарубежных странах. М., «Искусство», 1975, с. 45.






                                                                         ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА. ЖИВОПИСЬ  17
   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22