Page 16 - Живописи
P. 16

глобальные  изменения  в  политике  и  общественном  сознании,  включившихся  в  поиск
            национального  культурного  кода  в  искусстве.  Дух  поиска  и  новаторства  витал  в  самом
            воздухе. Это было время рождения новой изобразительности, продиктованной потребностью
            казахстанских художников в выработке оригинального и самобытного национального языка
            казахской  живописи.  Так  появилось  прорывное  поколение  художников-шестидесятников
            во  главе  с  лидером  С.  Айтбаевым:  Ш.  Сариев,  Т.  Тогузбаев,  Б.  Табиев,  А.  Сыдыханов,  они
            возвышали  реальность  до  уровня  эпического  знака.  В  их  картинах  мы  видим  драматизм
            образов,  эмоциональный  накал,  стремление  к  обобщениям  и  иносказаниям,  своеобразие
            композиционных и колористических решений.
                  В 1912 году Фернан Леже писал: «Произведение искусства должно быть выражением
            своей эпохи, как всякое другое интеллектуальное проявление. Живопись, будучи искусством
            видения,  по  необходимости  является  отражением  внешних  условий,  а  не  психологии…
            Существование  современного  человека-творца  гораздо  сложнее  и  насыщеннее,  чем  жизнь
            людей  предшествующих  веков.  Представление  о  вещах  менее  фиксировано,  предмет  сам
            по себе выявляется менее, чем раньше. Пейзаж, пересекаемый, разрываемый автомобилем
            и скорым поездом, пущенным во всю скорость, утрачивает свое описательное значение, но
            выигрывает в значении синтетическом. Современный человек воспринимает в сто раз больше
            впечатлений, чем художник 18-го века, до такой степени, что в связи с этим и наш язык стал
            полон сокращений» /1/.
                   В  1960-е  годы  фонды  музея  систематически  пополнялись  новыми  произведениями
            казахстанской  живописи,  ежегодно  поступало  от  300  до  500  произведений.  Основные
            поступления шли через Министерство культуры Казахской ССР, Союз художников Казахстана,
            Художественный фонд Казахской ССР. Из Дирекции художественных выставок произведения
            поступали в фонды после 3-4 летнего участия на передвижных республиканских выставках,
            также  коллекция  пополнялась  путем  отбора  произведений  в  мастерских  художников
            искусствоведами музея. В 2014 г. помещение и фонды Дирекции художественных выставок
            были переданы на баланс ГМИ РК им. А. Кастеева, таким образом, фонды музея пополнились
            2000 экспонатов, включая живопись, скульптуру и графику. В настоящее время филиал музея
            носит название Центрального выставочного зала, в котором проходят временные выставки.
                 23  сентября  1976  года  в  культурной  жизни  республики  состоялось  знаковое  событие
            –  распахнул  двери  новый  музей,  созданный  по  Постановлению  правительства  республики
            на  базе  художественной  галереи  им.  Т.  Шевченко  и  Республиканского  музея  декоративно-
            прикладного искусства.
                   В  архитектурном  проекте  здания  были  продуманы  и  учтены  все  функциональные
            потребности  музея,  он  был  оснащен  прекрасными,  светлыми  экспозиционными  залами,
            помещениями  для  хранения  и  реставрации  произведений,  исследовательской  работы,
            библиотекой,  внутренним  двориком  и  даже  спортзалом  для  сотрудников,  т.е.  отвечало
            передовым  стандартам  зданий  музейного  типа.  В  5  просторных  залах  из  14  представлены
            основные этапы развития национальной художественной школы изобразительного искусства
            Казахстана.
                 Реорганизация  галереи  в  музей  способствовала  повышению  уровня  научно-
            исследовательской работы, публиковались статьи, выпускались каталоги. Профессиональные
            искусствоведы  внесли  значительный  вклад  в  комплектацию  фонда  изобразительного
            искусства Казахстана, его экспонирование, изучение и пропаганду. В их числе: Г. Акишева,
            М.  Баймухаммедова,  Б.  Барманкулова,  А.  Джадайбаев,  С.  Кобжанова,  Р.  Копбосинова,  С.
            Кумарова,  Г.  Сырлыбаева  и  многие  другие.  Благодаря  командировкам  специалистов  по
            республике  в  фонды  поступали  произведения  областных  художников,  что  расширило  и
            обогатило собрание крупнейшего художественного музея страны.
                 Период 1970-80-х годов ознаменовался появлением новых тенденций в изобразительном
            искусстве  советского  времени.  Присущий  предыдущему  поколению  эпический  идеализм
            сменился  у  семидесятников  исподволь  зревшей  тревогой  и  внутренним  драматизмом,
            все  больше  наполнявшим  их  творения.  Художники  задумываются  над  онтологическими,
            экзистенциальными  проблемами,  осознают  многополярность  и  несовершенство  мира,
            вечное диалектическое противостояние добра и зла, вместо одномерного социалистического,
            в духе марксизма-ленинизма, мира 40-60-х годов проявляются духовные и цивилизационные
            противоречия.  Художники  все  больше  внимания  уделяют  социальным  преобразованиям
            эпохи,  сосредотачиваясь  на  роли  человека  в  обществе  и  мире.  Тема  человека  и  социума
            наблюдается  как  в  масштабных  тематических  композициях  А.  Аканаева,  Д.  Алиева,  К.
            Муллашева, Е. Толепбая, так и в портретах М. Аманжолова, В. Киреева, М. Калимова.




           16      ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА. ЖИВОПИСЬ
   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21