Page 14 - Живописи
P. 14

на  укрепление  профессиональной  базы,  в  Казахстане  был  организован  Союз  художников
            (1933),  создана  художественная  галерея  (1935),  открылось  художественное  училище  (1938),
            начали  проводиться  первые  передвижные  и  стационарные  выставки.  Вопрос  подготовки
            национальных творческих кадров стал одним из определяющих. Неоценимое значение для
            творческой  атмосферы  тех  лет  имел  приезд  по  приглашению  правительства  российских
            художников. В их числе Ф. Болкоев, С. Богданов, А. Бортников, Ю. Зайцев, В. Каптерев, Н.
            Крутильников, О. Кужеленко, Л. Леонтьев, А. Черкасский. Творчество и преподавательская
            деятельность  этих  мастеров  оказали  громадное  влияние  на  развитие  профессиональных
            кадров художников республики. Они помогали художникам Казахстана осваивать мастерство
            и  профессионализм,  транслируя  академизм,  классическое  понимание  рисунка,  живописи,
            скульптуры.
                   Первые  десятилетия  своего  существования,  изобразительное  искусство  развивалось
            под  влиянием  исторических  процессов  ХХ  века  и  советской  социалистической  идеологии,
            определившей основные пути искусства молодой национальной школы. Реализм стал главным
            и  единственно  верным,  официально  признанным  методом,  в  рамках  которого  работали  и
            творили  деятели  искусства.  Главными  и  основными  темами  стали:  пафос  борьбы  за  идеи
            революции, победа в Великой Отечественной войне против фашизма в 1941-1945 гг., поэзия
            передового труда рабочих и колхозников, запуска заводов и фабрик, растущей индустриальной
            мощи, покорения и освоения целины и т.п. Годы труднейших испытаний Второй мировой
            войны художники переживали вместе со всей страной. Вместе с тем, оставались важными и
            востребованными такие вечные темы и ценности, как красота и величие природы, счастье,
            любовь, материнство, то есть темы онтологические по своей сути.
                   В  советское  время  изобразительное  искусство  и  художественная  культура,  в
            целом,  были  полностью  подчинены  идеологическим  принципам  построения  развитого
            социалистического общества, коммунистической идейности и реалистической правдивости
            искусства. Фигуративная образность, органическая связь с жизнью и трудом советских людей,
            обращение к формам самой жизни должны были соответствовать социалистической форме
            общественного  сознания,  представлений  о  социальной  функции  искусства,  о  его  месте  в
            жизни. Освоение, творческое развитие реалистических традиций мирового искусства, всего
            ценного, что было создано в мировой культуре шло в русле советских идеологем, пронизанных
            пафосом  гуманизма,  революционных  преобразований,  народности  в  противовес,  так
            называемой, идеологии империализма и буржуазных направлений искусства. Соответственно,
            мировоззрение советских мастеров искусства, их эстетические и художественно-пластические
            решения и поиски были изначально сформированы и заданы общественно-политическими
            задачами  построения  развитого  социализма.  Художники  во  всех  ракурсах  воспевали
            рабочий  класс,  как  гегемона,  как  главного  строителя  светлого  будущего  народа.  Светлым
            жизнеутверждающим  началом  пронизаны  произведения,  посвященные  трудовому  люду,
            улицам городов и сел, их кипучей жизни.
                   Строительство  социалистического  государства,  связанное  с  возведением  гигантов
            индустрии,  находит  отражение  в  произведениях  художников  Ф.  Болкоева  (1886-1965),  Ю.
            Зайцева  (1898-1972),  Н.  Крутильникова  (1896-1961)  и  др.  В  произведениях,  приехавших
            из  России  в  Казахстан  художников,  запечатлены  масштабные  преобразования  середины
            1930-х  годов  –  грандиозные  «стройки  века».  Ф.  Болкоев  пишет  картину  «Строительство
            моста  через  реку  Иртыш  в  Семипалатинске»,  в  то  время  как  Ю.  Зайцев  обращается  к
            строительству  гиганта  –  медеплавильного  комбината  на  Балхаше,  изображая  этот  объект
            с разных ракурсов и в различное время суток. Художники ставили своей задачей передать
            поэзию труда фабрик и заводов, эстетику рабочих инструментов, локомотивов, строительных
            лесов,  линий  электропередачи.  Возвеличивая  труд,  художники  находили  яркие  формы
            выражения, запоминающиеся образы и черты. С. Богданов, приехав в Казахстан, обращается
            к изображению национальных типов.
                 Казахстанская живопись, возникнув в период социализма, естественно, развивалась в
            едином для всех советских республик русле. При этом у каждого автора был собственный
            узнаваемый  художественный  стиль.  Сегодня  изобразительное  искусство  Казахстана  –
            самобытное художественное явление, значительное как в локальном, так и мировом масштабе.
                 В числе мастеров, стоявших у истоков возникновения национальной школы живопи-
            си Республики, первый казахский художник, талантливый самородок Абылхан Кастеев, имя
            которого присвоено музею в 1984 году. Его безыскусные живописные повествования, верные
            честному  следованию  натуре,  посвящены  жизни  степняка-кочевника  и  его  неразрывному
            единству с природой. Большое дарование художника, восприимчивость ко всему происходя-




           14      ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА. ЖИВОПИСЬ
   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19