Page 14 - Живописи
P. 14
на укрепление профессиональной базы, в Казахстане был организован Союз художников
(1933), создана художественная галерея (1935), открылось художественное училище (1938),
начали проводиться первые передвижные и стационарные выставки. Вопрос подготовки
национальных творческих кадров стал одним из определяющих. Неоценимое значение для
творческой атмосферы тех лет имел приезд по приглашению правительства российских
художников. В их числе Ф. Болкоев, С. Богданов, А. Бортников, Ю. Зайцев, В. Каптерев, Н.
Крутильников, О. Кужеленко, Л. Леонтьев, А. Черкасский. Творчество и преподавательская
деятельность этих мастеров оказали громадное влияние на развитие профессиональных
кадров художников республики. Они помогали художникам Казахстана осваивать мастерство
и профессионализм, транслируя академизм, классическое понимание рисунка, живописи,
скульптуры.
Первые десятилетия своего существования, изобразительное искусство развивалось
под влиянием исторических процессов ХХ века и советской социалистической идеологии,
определившей основные пути искусства молодой национальной школы. Реализм стал главным
и единственно верным, официально признанным методом, в рамках которого работали и
творили деятели искусства. Главными и основными темами стали: пафос борьбы за идеи
революции, победа в Великой Отечественной войне против фашизма в 1941-1945 гг., поэзия
передового труда рабочих и колхозников, запуска заводов и фабрик, растущей индустриальной
мощи, покорения и освоения целины и т.п. Годы труднейших испытаний Второй мировой
войны художники переживали вместе со всей страной. Вместе с тем, оставались важными и
востребованными такие вечные темы и ценности, как красота и величие природы, счастье,
любовь, материнство, то есть темы онтологические по своей сути.
В советское время изобразительное искусство и художественная культура, в
целом, были полностью подчинены идеологическим принципам построения развитого
социалистического общества, коммунистической идейности и реалистической правдивости
искусства. Фигуративная образность, органическая связь с жизнью и трудом советских людей,
обращение к формам самой жизни должны были соответствовать социалистической форме
общественного сознания, представлений о социальной функции искусства, о его месте в
жизни. Освоение, творческое развитие реалистических традиций мирового искусства, всего
ценного, что было создано в мировой культуре шло в русле советских идеологем, пронизанных
пафосом гуманизма, революционных преобразований, народности в противовес, так
называемой, идеологии империализма и буржуазных направлений искусства. Соответственно,
мировоззрение советских мастеров искусства, их эстетические и художественно-пластические
решения и поиски были изначально сформированы и заданы общественно-политическими
задачами построения развитого социализма. Художники во всех ракурсах воспевали
рабочий класс, как гегемона, как главного строителя светлого будущего народа. Светлым
жизнеутверждающим началом пронизаны произведения, посвященные трудовому люду,
улицам городов и сел, их кипучей жизни.
Строительство социалистического государства, связанное с возведением гигантов
индустрии, находит отражение в произведениях художников Ф. Болкоева (1886-1965), Ю.
Зайцева (1898-1972), Н. Крутильникова (1896-1961) и др. В произведениях, приехавших
из России в Казахстан художников, запечатлены масштабные преобразования середины
1930-х годов – грандиозные «стройки века». Ф. Болкоев пишет картину «Строительство
моста через реку Иртыш в Семипалатинске», в то время как Ю. Зайцев обращается к
строительству гиганта – медеплавильного комбината на Балхаше, изображая этот объект
с разных ракурсов и в различное время суток. Художники ставили своей задачей передать
поэзию труда фабрик и заводов, эстетику рабочих инструментов, локомотивов, строительных
лесов, линий электропередачи. Возвеличивая труд, художники находили яркие формы
выражения, запоминающиеся образы и черты. С. Богданов, приехав в Казахстан, обращается
к изображению национальных типов.
Казахстанская живопись, возникнув в период социализма, естественно, развивалась в
едином для всех советских республик русле. При этом у каждого автора был собственный
узнаваемый художественный стиль. Сегодня изобразительное искусство Казахстана –
самобытное художественное явление, значительное как в локальном, так и мировом масштабе.
В числе мастеров, стоявших у истоков возникновения национальной школы живопи-
си Республики, первый казахский художник, талантливый самородок Абылхан Кастеев, имя
которого присвоено музею в 1984 году. Его безыскусные живописные повествования, верные
честному следованию натуре, посвящены жизни степняка-кочевника и его неразрывному
единству с природой. Большое дарование художника, восприимчивость ко всему происходя-
14 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА. ЖИВОПИСЬ