Page 15 - Живописи
P. 15

щему в стране и в мире, страстный темперамент, исключительная работоспособность, стрем-
                              ление выразить себя в разных формах художественного творчества утвердили за ним особое
                              место в культуре Казахстана. Живопись Кастеева, как одного из основоположников изобрази-
                              тельного искусства Казахстана, имеет большое значение для музейного собрания, где пред-
                              ставлены этапы творческой эволюции художника в период с 1920-х по 1970-е годы. Другой
                              большой раздел коллекции представляет творчество Айши Галимбаевой, которая является
                              первой  профессиональной  казахской  художницей,  основоположницей  национального  на-
                              тюрморта.  Аубакир  Исмаилов  создает  серию  монументальных  эпических  полотен,  посвя-
                              щенных разнообразию ландшафтов природы Казахстана. Творческая активность и художе-
                              ственное чутье первых казахстанских художников основывались на лучших образцах близкого
                              им народного искусства.
                                    Следование традициям европейского и русского академического искусства определило
                              специфику  поколения  художников  1950-х  годов.  Наиболее  талантливые  выпускники
                              открывшегося  в  1938  году  Алматинского  художественного  училища  им.  Н.В.  Гоголя
                              продолжали свое обучение в ведущих ВУЗах Москвы, Ленинграда, Харькова и других городов.
                              После возвращения на Родину, они с упоением начали писать произведения, обусловленные
                              национальными корнями – о родной природе, традициях и обычаях народа, национальном
                              быте.  Это  удивительное  время  сонма  ярких  мастеров,  таких,  как  Гульфайрус  Исмаилова,
                              жизнь  и  творчество  которой  неразрывно  связаны  с  театром  и  кино.  Образу  женщины  на
                              профессиональной сцене – актрисы, певицы, танцовщицы – посвящены знаковые ее картины.
                              Произведения Молдахмета Кенбаева исполнены эпической монументальности. В это же время
                              активно работают Канафия Тельжанов, Али Джусупов, Мухит Калимов и другие. Их яркое
                              творчество внесло огромный вклад в дальнейшее развитие станковых форм изобразительного
                              искусства Казахстана. Важно отметить, что этот период характеризовался большим подъемом
                              в  развитии  всей  национальной  культуры  Казахстана.  В  изобразительном  искусстве  с  этого
                              времени  начался  новый  и  значительный  этап,  цельный  и  ровный  по  профессиональному
                              уровню. Полновесно раскрывается накопленный потенциал мастерства и профессионализма
                              ведущих  художников,  развиваются  жанры  тематической  картины,  портрета,  пейзажа.
                              Крупные и значимые в государственном масштабе юбилейные выставки «40 лет Советской
                              власти» (1957), «40 лет Советской власти в Казахстане» (1960), Декада казахской литературы и
                              искусства в Москве (1958) стимулировали создание художниками грандиозных тематических
                              полотен.  Их  появление  стало  закономерным  следствием  повышения  профессионализма  и
                              мастерства художников. Оно заключалось не только в техническом овладении живописью, но
                              и в широте художественного видения, в силе и глубине рефлексии, смелости художественной
                              мысли,  в  умении  обобщать,  отбирать,  т.е.  типизировать  и  выстраивать  художественно-
                              образный  мир  картины.  В  жанровой  живописи данного  периода эти  критерии  ярче  всего
                              проявляются в содержании картин, основанных на подлинно глубоком изучении жизни и
                              традиций народа, изучении великого наследия народного искусства, современной литературы
                              и других видов искусства. Особую роль и самоценность обретает пейзаж, который и раньше
                              активно использовался художниками, но именно в это время он приобрел в картинах большое
                              самостоятельное художественное и смысловое значение. Степь становится главным местом
                              действия в живописи этого периода, она предстает как естественная среда обитания человека
                              и вместе с тем, как символ ойкумены и философского мировоззрения кочевника-номада.
                                    Жемчужинами музейной коллекции ГМИ РК им. А. Кастеева являются такие, ставшие
                              хрестоматийными,  полотна,  как:  «Портрет  А.  Иманова»  А.Кастеева,  «Ловля  лошади»  М.
                              Кенбаева,  «Кокпар»  К.  Тельжанова,  «Куртагай»  А.  Исмаилова,  «Композиторы  Казахстана»
                              Л. Леонтьева, «Девушка у окна» С. Мамбеева, «Казахский вальс» Г. Исмаиловой, «В долине
                              реки Или» Н. Тансыкбаева, «Полдень» К. Шаяхметова, «Вечер на джайляу» А. Школьного,
                              «Женщины моей Родины» А. Джусупова и многие другие.
                                    Помимо стабильно выполнявшихся по Госзаказу официальных полотен, отражавших
                              пафос  строительства  социализма  и  советского  государства,  коллекция  пополнялась
                              произведениями авангардного направления, которые не совсем вписывались в идеологические
                              рамки. Так, благодаря инициативе директора Л. Плахотной, в собрание вошли воздушные,
                              импрессионистические  работы  репрессированного  в  30-е  годы,  прошедшего  ГУЛАГ
                              В.  Эйферта,  уникальная  по  всем  параметрам  коллекция  произведений  С.  Калмыкова,
                              наполненные  образной  поэтикой  и  выразительностью  пейзажные  этюды  авангардиста  В.
                              Каптерева.
                                     Поворотным моментом в истории живописи Казахстана стало пришествие молодого
                              поколения  реформаторов  периода  оттепели,  пытавшихся  осмыслить  произошедшие




                                                                         ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА. ЖИВОПИСЬ  15
   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20