Page 15 - Живописи
P. 15
щему в стране и в мире, страстный темперамент, исключительная работоспособность, стрем-
ление выразить себя в разных формах художественного творчества утвердили за ним особое
место в культуре Казахстана. Живопись Кастеева, как одного из основоположников изобрази-
тельного искусства Казахстана, имеет большое значение для музейного собрания, где пред-
ставлены этапы творческой эволюции художника в период с 1920-х по 1970-е годы. Другой
большой раздел коллекции представляет творчество Айши Галимбаевой, которая является
первой профессиональной казахской художницей, основоположницей национального на-
тюрморта. Аубакир Исмаилов создает серию монументальных эпических полотен, посвя-
щенных разнообразию ландшафтов природы Казахстана. Творческая активность и художе-
ственное чутье первых казахстанских художников основывались на лучших образцах близкого
им народного искусства.
Следование традициям европейского и русского академического искусства определило
специфику поколения художников 1950-х годов. Наиболее талантливые выпускники
открывшегося в 1938 году Алматинского художественного училища им. Н.В. Гоголя
продолжали свое обучение в ведущих ВУЗах Москвы, Ленинграда, Харькова и других городов.
После возвращения на Родину, они с упоением начали писать произведения, обусловленные
национальными корнями – о родной природе, традициях и обычаях народа, национальном
быте. Это удивительное время сонма ярких мастеров, таких, как Гульфайрус Исмаилова,
жизнь и творчество которой неразрывно связаны с театром и кино. Образу женщины на
профессиональной сцене – актрисы, певицы, танцовщицы – посвящены знаковые ее картины.
Произведения Молдахмета Кенбаева исполнены эпической монументальности. В это же время
активно работают Канафия Тельжанов, Али Джусупов, Мухит Калимов и другие. Их яркое
творчество внесло огромный вклад в дальнейшее развитие станковых форм изобразительного
искусства Казахстана. Важно отметить, что этот период характеризовался большим подъемом
в развитии всей национальной культуры Казахстана. В изобразительном искусстве с этого
времени начался новый и значительный этап, цельный и ровный по профессиональному
уровню. Полновесно раскрывается накопленный потенциал мастерства и профессионализма
ведущих художников, развиваются жанры тематической картины, портрета, пейзажа.
Крупные и значимые в государственном масштабе юбилейные выставки «40 лет Советской
власти» (1957), «40 лет Советской власти в Казахстане» (1960), Декада казахской литературы и
искусства в Москве (1958) стимулировали создание художниками грандиозных тематических
полотен. Их появление стало закономерным следствием повышения профессионализма и
мастерства художников. Оно заключалось не только в техническом овладении живописью, но
и в широте художественного видения, в силе и глубине рефлексии, смелости художественной
мысли, в умении обобщать, отбирать, т.е. типизировать и выстраивать художественно-
образный мир картины. В жанровой живописи данного периода эти критерии ярче всего
проявляются в содержании картин, основанных на подлинно глубоком изучении жизни и
традиций народа, изучении великого наследия народного искусства, современной литературы
и других видов искусства. Особую роль и самоценность обретает пейзаж, который и раньше
активно использовался художниками, но именно в это время он приобрел в картинах большое
самостоятельное художественное и смысловое значение. Степь становится главным местом
действия в живописи этого периода, она предстает как естественная среда обитания человека
и вместе с тем, как символ ойкумены и философского мировоззрения кочевника-номада.
Жемчужинами музейной коллекции ГМИ РК им. А. Кастеева являются такие, ставшие
хрестоматийными, полотна, как: «Портрет А. Иманова» А.Кастеева, «Ловля лошади» М.
Кенбаева, «Кокпар» К. Тельжанова, «Куртагай» А. Исмаилова, «Композиторы Казахстана»
Л. Леонтьева, «Девушка у окна» С. Мамбеева, «Казахский вальс» Г. Исмаиловой, «В долине
реки Или» Н. Тансыкбаева, «Полдень» К. Шаяхметова, «Вечер на джайляу» А. Школьного,
«Женщины моей Родины» А. Джусупова и многие другие.
Помимо стабильно выполнявшихся по Госзаказу официальных полотен, отражавших
пафос строительства социализма и советского государства, коллекция пополнялась
произведениями авангардного направления, которые не совсем вписывались в идеологические
рамки. Так, благодаря инициативе директора Л. Плахотной, в собрание вошли воздушные,
импрессионистические работы репрессированного в 30-е годы, прошедшего ГУЛАГ
В. Эйферта, уникальная по всем параметрам коллекция произведений С. Калмыкова,
наполненные образной поэтикой и выразительностью пейзажные этюды авангардиста В.
Каптерева.
Поворотным моментом в истории живописи Казахстана стало пришествие молодого
поколения реформаторов периода оттепели, пытавшихся осмыслить произошедшие
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА. ЖИВОПИСЬ 15