Page 19 - Каталог акварель 2019 год для печати
P. 19
ГМИ РК им. А. Кастеева в партнерстве с автора, причем более половины участников из
компанией JTI Kazakhstan проводит масштабный Алма-Аты, почти четвертая часть – из Караганды,
проект «Акварель Казахстана: вчера и сегодня». остальные – из одиннадцати областных центров.
Впервые в залах музея в пространстве одной экспо- Акварельные пейзажи Н. Хлудова 1930-х
зиции выставлены произведения, представляющие годов, носителя реалистической традиции рус-
акварель республики с момента зарождения казах- ского искусства, открывают ретроспективную вы-
станской школы изобразительного искусства по ставку. «Мои (этнографические) произведения вы-
настоящее время. Важным моментом в познании полнялись большей частью с 1884 года, и к произве-
современного состояния искусства республики яв- дениям своим я ничего не прибавлял и не убавлял,
ляется тот факт, что выставка включает в себя про- рисовал свои наброски с натуры, что называется
изведения художников всех регионов Казахстана. объективно», – объяснял свой метод художник [1].
Экспозиция наглядно демонстрирует, как худож- В мастерской Н. Хлудова обучались А. Ка-
ники разных творческих индивидуальностей и тем- стеев, А. Бортников, Г. Брылов, А. Евдаков, произве-
пераментов проявляют свой талант в сложной и дения которых также представлены в экспозиции.
многогранной технике. Для будущих художников акварель стала первым
Второй век нашей эры подарил человечеству «инструментом» художественного познания мира.
технику акварели. Зародившись в Китае, получив В работах первых национальных художников
расцвет в 18 веке в Европе, она превратилась в само- – Абылхана Кастеева, Ходжи-Ахмета и Кулахмета
стоятельную и значимую ветвь искусства ХХ века, Ходжиковых отразилось движение нового времени,
обладающую собственными средствами вырази- когда Казахстан уходил от полукочевой жизни и
тельности и художественным языком. История ак- обретал новый индустриальный облик. Именно
варели представляет собой разнообразие направ- акварель давала возможность художникам живо и
лений, богатство высказываний и индивидуальных оперативно откликаться на события современной
почерков во многом благодаря сложности техники, жизни, изображая происходящие изменения, тем
не допускающей правок и переделок. самым активно создавая творческую среду в респу-
В работе акварелью предельно раскрывается блике.
темперамент художника, его индивидуальный «Жатва» (1937), «Табун кобылиц на джайлау»
стиль, где главным становится чувство цвета. (1945-1950), «У предгорий» (1950) выполнены Ходжа
Свободное перетекание тонов, мягкость пере- -Ахметом Ходжиковым в едином порыве уверен-
ходов, насыщенность колористических созвучий, ными и свободными акварельными мазками. Про-
активная роль бумаги, ее тона и фактуры – все это изведения Кулахмета Ходжикова – с 1943 главного
позволяет мастерам применять бесконечное раз- художника Центральной объединенной кино-
нообразие эффектов. студии «Казахфильм», определяются заданностью
Формирование уникальной коллекции ак- темы кинофильма «Мы из Семиречья» и представ-
варелей ГМИ РК им. А. Кастеева началось с осно- ляют собой словно раскадровки событий, проис-
вания музея. В 1935 году состоялась выставка, по- ходящих на фоне природного ландшафта, напи-
священная 15-летию Казахстана, которая предста- санных во всем колористическом многообразии.
вила 100 произведений пятнадцати художников Тонкие по цвету, достоверные по форме, на-
республики. На базе этой юбилейной экспозиции полненные деталями и жизненными подробно-
была организована Казахская национальная худо- стями, вместе с тем, полные воздуха и пространства
жественная галерея. акварели А. Кастеева – золотой фонд музея. «Вид
Первая, но не последняя, республиканская из беседки» (1950), «Озеро Сенеж с буерами» (1952),
выставка акварели художников Казахстана откры- «Сбор урожая» (1952), «Морской порт Шевченко
лась 10 декабря 1968 года в Алма-Ате в залах Ка- (1965), «На берегу Иссык-Куля» (1967) – эти работы
захской государственной художественной галереи. в полной мере отражают уникальную способность
Согласно каталогу, составленному Е. Вандровской художника создавать целостную и гармоничную
и Л. Плахотной, в экспозиции было представлено картину мира сквозь поэтическое восприятия
207 произведений мастеров республики. обыденности, представляют не только творческий
Значительный рост художников, увлеченных процесс, но и помогают понять, насколько скру-
акварелью, продемонстрировала 3-я Республикан- пулезно относился художник к созданию своих
ская выставка 1977-1978 гг.: 250 произведений, 102 произведений. Во многом рабочий материал к
АКВАРЕЛЬ КАЗАХСТАНА: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ 19