Page 21 - Каталог акварель 2019 год для печати
P. 21

многокрасочности, решает свою композицию  ли-           В обращении к истории и быту страны зна-
                  нейным  ритмом  единого  цвета.  Творчески  инди-   чительно  расширяется  диапазон  стилевых  и  жан-
                  видуальные,  выполненные  на  высоком  професси-    ровых сфер акварели, выявляя безграничные коло-
                  ональном  уровне,  акварельные  листы  составляют   ристические и технические возможности. Игра раз-
                  значительную часть фондов музея.                    нообразных форм и объемов, тончайших градаций
                        Кураторы выставки стремились представить      тона  и  цвета,  свежести  контрастных  сочетаний,
                  как  можно  шире  и  акварельные  работы  авторов,   монохромной выверенности линий, передача ося-
                  ранее не известных широкой публике.                 заемости  фактуры  отражают  события  прошлого
                        Произведения  художников  современности       и  окружающий  мир  в  ярких,  запоминающихся
                  свидетельствуют  о  дальнейшем  продвижении         образах.  Художники  современности,  отдавая  дань
                  традиций своих предшественников, о преемствен-      традициям,  стремятся  изменить  эмоциональное
                  ности  поколений  и  высоком  уровне  профессио-    звучание  акварели,  наделяя  ее  ранее  не  прису-
                  нального мастерства во всех регионах республики.    щими качествами энергичного звучания. Акварель,
                        Осмысляя  процесс  развития  акварели  в  Ка-  как  техника  живописных  исканий,  позволяет  ху-
                  захстане, мы можем выделить те основные линии,      дожникам строить цветовые и световые простран-
                  по  которым  формировалась  акварель  с  первых     ства,  удивлять  бесконечным  разнообразием  при-
                  десятилетий  ее  истории:  кропотливое  познание    емов владения кистью. Но не только формальные
                  жизненного материала через непосредственное об-     поиски определяют почерк современных мастеров.
                  ращение  к  мотивам  природы,  к  образу  человека;   Главным  становится  глубокое  постижение  основ
                  стремление  выйти  к  поэтическому  обобщению,      бытия, истоков нашей современности.
                  осмыслению  бытия  и,  наконец,  субъективную  ре-        М.  Билял,  Е.  Иоктон,  М.  Мурзабекова  соз-
                  акцию  на  реалии  действительности,  что,  на  наш   дают галерею портретных образов современников;
                  взгляд,  является  сущностным  свойством  отече-    быт  родной  земли  воспевают  Т.  Мукатов,  М.  Со-
                  ственных мастеров акварели.                         роковская, К. Умбетова, Т. Байгалиев, Т. Чевтаева
                        Выставка  «Акварель  Казахстана:  вчера  и  се-  А. Хайрулина; к богатейшей истории и фольклору
                  годня» дает редкий шанс увидеть и постичь аква-     страны  обращаются  М.  Байтенов,  К.  Закиров,
                  рельные  шедевры  с  позиции  сегодняшнего  дня.    М. Сыздыков, С. Тайнов, А. Шаржанов и другие.
                  Мы  острее  видим  особенности  творчества  худож-        Начиная  с  момента  формирования  изобра-
                  ников  различных  этапов  становления  искусства    зительных  традиций  в  Казахстане,  независимо  от
                  республики. Дистанция во времени позволяет бес-     национальности и степени профессиональной под-
                  страстно судить об уровне профессионализма, ху-     готовки, мастера стремились выразить свою инди-
                  дожественных качествах отдельных произведений,      видуальность, осознавая объективные условия вре-
                  представить  сложный  путь,  пройденный  школой     мени,  утверждая  собственный  взгляд  на  происхо-
                  Казахстана, в его целостности и непрерывности.      дящие в стране и социуме масштабные перемены.
                        По  экспонатам  из  коллекции  ГМИ  РК  им.         Сквозь отражения мыслей и чувств каждого
                  А.  Кастеева,  на  современном  этапе,  мы  можем   художника  уникальные  акварели  казахстанских
                  судить  об  источниках,  формировавших  художе-     живописцев  и  графиков  представляют  художе-
                  ственную  среду,  и  о  творческом  потенциале  кол-  ственные  документы  эпохи,  дают  возможность
                  лектива мастеров акварели  республики.              проследить  рождение  и  становление  творческой
                        Многообразие  и  масштаб  природы  Казах-     индивидуальности, а также являются важнейшим
                  стана  являются  главной  темой  в  творчестве  ху-  элементом в познании времени и истории родной
                  дожников  разных  поколений.  Каждый  из  пред-     страны.  Искания  особого  светоносного  простран-
                  ставленных  на  выставке  акварелистов  нашел       ства  и  цветовых  симфоний  всегда  сопрягались  в
                  свой  способ  постижения  и  исследования  окру-    акварели Казахстана с чувством ответственности за
                  жающего  мира,  создавая  индивидуальный  жи-       происходящее в обществе, напряженной духовной
                  вописно-пластический  образ.  Авторы  натурных      работой творческой личности.
                  пейзажей – К. Акашев, Е. Ахаев, Е. Батанов, Е. Без-
                  бородов, М. Бекенов, М. Ведерников, Т. Даирбаев,
                  О. Кацюба, К. Кодеков, Т. Кошербаев, М. Кантар-                                Светлана Кобжанова,
                  баев,  Т.  Кожагулов,  Н.  Милютина,  Ж.  Натбаев,                         кандидат искусствоведения
                  М.  Нысанбаев,  Б.  Сейсенханулы,  Р.  Сулейменов,
                  Е. Тё, Ю. Харченко.
                        Необходимо  отметить,  что  в  творчестве  ка-
                  захстанских живописцев натюрморт никогда не яв-
                  лялся  основным  жанром,  однако  представленные
                  композиции  О.  Коломыцевой,  Л.  Кузнецовой,           1. Полонская Н.А. Дополнительные сведения
                  Г. Мадибиевой и других, запечатлевающие жизнь           к биографии Н.Г. Хлудова. Междунар. научная
                                                                          конференция «Художественный музей и его роль
                  «тихой природы», воспринимаются как особая жи-          в контексте современной культуры». – Алматы: ГМИ РК
                  вописная тема, сохраняющая стилевые и образно-          им. А. Кастеева, 2003.
                  пластические черты академического искусства.




                                                                            АКВАРЕЛЬ КАЗАХСТАНА: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ    21
   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26