Page 21 - Каталог акварель 2019 год для печати
P. 21
многокрасочности, решает свою композицию ли- В обращении к истории и быту страны зна-
нейным ритмом единого цвета. Творчески инди- чительно расширяется диапазон стилевых и жан-
видуальные, выполненные на высоком професси- ровых сфер акварели, выявляя безграничные коло-
ональном уровне, акварельные листы составляют ристические и технические возможности. Игра раз-
значительную часть фондов музея. нообразных форм и объемов, тончайших градаций
Кураторы выставки стремились представить тона и цвета, свежести контрастных сочетаний,
как можно шире и акварельные работы авторов, монохромной выверенности линий, передача ося-
ранее не известных широкой публике. заемости фактуры отражают события прошлого
Произведения художников современности и окружающий мир в ярких, запоминающихся
свидетельствуют о дальнейшем продвижении образах. Художники современности, отдавая дань
традиций своих предшественников, о преемствен- традициям, стремятся изменить эмоциональное
ности поколений и высоком уровне профессио- звучание акварели, наделяя ее ранее не прису-
нального мастерства во всех регионах республики. щими качествами энергичного звучания. Акварель,
Осмысляя процесс развития акварели в Ка- как техника живописных исканий, позволяет ху-
захстане, мы можем выделить те основные линии, дожникам строить цветовые и световые простран-
по которым формировалась акварель с первых ства, удивлять бесконечным разнообразием при-
десятилетий ее истории: кропотливое познание емов владения кистью. Но не только формальные
жизненного материала через непосредственное об- поиски определяют почерк современных мастеров.
ращение к мотивам природы, к образу человека; Главным становится глубокое постижение основ
стремление выйти к поэтическому обобщению, бытия, истоков нашей современности.
осмыслению бытия и, наконец, субъективную ре- М. Билял, Е. Иоктон, М. Мурзабекова соз-
акцию на реалии действительности, что, на наш дают галерею портретных образов современников;
взгляд, является сущностным свойством отече- быт родной земли воспевают Т. Мукатов, М. Со-
ственных мастеров акварели. роковская, К. Умбетова, Т. Байгалиев, Т. Чевтаева
Выставка «Акварель Казахстана: вчера и се- А. Хайрулина; к богатейшей истории и фольклору
годня» дает редкий шанс увидеть и постичь аква- страны обращаются М. Байтенов, К. Закиров,
рельные шедевры с позиции сегодняшнего дня. М. Сыздыков, С. Тайнов, А. Шаржанов и другие.
Мы острее видим особенности творчества худож- Начиная с момента формирования изобра-
ников различных этапов становления искусства зительных традиций в Казахстане, независимо от
республики. Дистанция во времени позволяет бес- национальности и степени профессиональной под-
страстно судить об уровне профессионализма, ху- готовки, мастера стремились выразить свою инди-
дожественных качествах отдельных произведений, видуальность, осознавая объективные условия вре-
представить сложный путь, пройденный школой мени, утверждая собственный взгляд на происхо-
Казахстана, в его целостности и непрерывности. дящие в стране и социуме масштабные перемены.
По экспонатам из коллекции ГМИ РК им. Сквозь отражения мыслей и чувств каждого
А. Кастеева, на современном этапе, мы можем художника уникальные акварели казахстанских
судить об источниках, формировавших художе- живописцев и графиков представляют художе-
ственную среду, и о творческом потенциале кол- ственные документы эпохи, дают возможность
лектива мастеров акварели республики. проследить рождение и становление творческой
Многообразие и масштаб природы Казах- индивидуальности, а также являются важнейшим
стана являются главной темой в творчестве ху- элементом в познании времени и истории родной
дожников разных поколений. Каждый из пред- страны. Искания особого светоносного простран-
ставленных на выставке акварелистов нашел ства и цветовых симфоний всегда сопрягались в
свой способ постижения и исследования окру- акварели Казахстана с чувством ответственности за
жающего мира, создавая индивидуальный жи- происходящее в обществе, напряженной духовной
вописно-пластический образ. Авторы натурных работой творческой личности.
пейзажей – К. Акашев, Е. Ахаев, Е. Батанов, Е. Без-
бородов, М. Бекенов, М. Ведерников, Т. Даирбаев,
О. Кацюба, К. Кодеков, Т. Кошербаев, М. Кантар- Светлана Кобжанова,
баев, Т. Кожагулов, Н. Милютина, Ж. Натбаев, кандидат искусствоведения
М. Нысанбаев, Б. Сейсенханулы, Р. Сулейменов,
Е. Тё, Ю. Харченко.
Необходимо отметить, что в творчестве ка-
захстанских живописцев натюрморт никогда не яв-
лялся основным жанром, однако представленные
композиции О. Коломыцевой, Л. Кузнецовой, 1. Полонская Н.А. Дополнительные сведения
Г. Мадибиевой и других, запечатлевающие жизнь к биографии Н.Г. Хлудова. Междунар. научная
конференция «Художественный музей и его роль
«тихой природы», воспринимаются как особая жи- в контексте современной культуры». – Алматы: ГМИ РК
вописная тема, сохраняющая стилевые и образно- им. А. Кастеева, 2003.
пластические черты академического искусства.
АКВАРЕЛЬ КАЗАХСТАНА: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ 21