Page 20 - Каталог акварель 2019 год для печати
P. 20

живописным  работам  воспринимается  ныне  как    торая была создана как эскиз декорации к фильму
           истинные  шедевры  его  творчества.  Тонкие  по  на-    «Мелодии Казахстана».
           строению акварельные пейзажи 1950-1960-х годов,           В  композиции  «Сказка»  (1969)  художник
           не  обусловленные  официальным  заказом,  демон-    неожиданно  обращается  к  жанровой  тема-
           стрируют внутреннюю раскованность, которая по-      тике,  изображающей  праздничное  действо,  на-
           зволила  мастеру  с  необычайной  легкостью  пере-  полненное  весельем  и  движением,  которое  во
           давать  сложнейшие  трудноуловимые  цветовые        многом   достигается  своеобразным  живописным
           оттенки,  применять  необычные  сочетания  игры     почерком мастера.
           света и тени. В своих акварелях А. Кастеев исполь-        Сегодня  для  искусства  Казахстана  обычным
           зует  композиционный  прием  «взгляда  с  высоты    явлением  стала  передача  красоты  земли,  нацио-
           птичьего  полета»,  присущий  мастерам  Японии      нальных  традиций.  Художники  1950-х  годов,  вос-
           и  Китая,  насыщая  простые  сценки  философским    певая  образ  и  быт  родного  народа,  становились
           духом постижения мира. В то же время, через, ка-    первооткрывателями  культуры  и  красоты  Казах-
           залось бы, обыденные ощущения и сюжеты, мастер      стана. Плеяда талантливой молодежи, получившая
           добивается удивительного откровения чувств в пе-    профессиональное  образование  в  лучших  инсти-
           редаче красоты бытия.                               тутах СССР, у себя на родине продолжала творче-
                   К  периоду  1930-х  годов  относятся  также   скую деятельность, в том числе, обращаясь к аква-
           «Мужской  портрет»  и  этюд  «Казашка»  А.  Бор-    рельной живописи.
           тникова,  «Портрет  Жамбыла»  Н.  Крутильникова,          В  экспозиции  представлены  акварельные
           натурные, незамысловатые на первый взгляд ком-      произведения  Е.  Сидоркина,  приехавшего  в  ре-
           позиции А. Евдакова, впечатления от природы Ка-     спублику  после  окончания  Ленинградского  ин-
           захстана А. Риттиха, свидетельства времени К. Ба-   ститута живописи скульптуры и архитектуры им.
           ранова, которые тесно связаны с духовным миром      И.Е. Репина. «Чудесная шуба Алдар-Косе», «Сорок
           мастеров, их мировоззрением и мироощущением.        небылиц»,  серии  «Веселые  обманщики»  выпол-
                 Деятельность  приехавших  в  Казахстан  ху-   нены по мотивам казахских сказок. Монохромное
           дожников – И. Бальхозина, Б. Урманче, Н. Ягодкина   исполнение делает композиции еще более напол-
           и других является своего рода «информационным       ненными  добротой  и  юмором,  исходящими  от
           проводником»     профессиональных      изобрази-    представленных  персонажей.  Мягкая  трактовка
           тельных систем и представлена мастерскими пор-      изображения,  позволяющая  достичь  эффекта
           третными и пейзажными мотивами.                     осязаемости  деталей  одежды,  живости  представ-
                 Сопоставляя  общий  процесс  развития  со-    ленных лиц, композиция, развитие которой огра-
           ветского  искусства,  необходимо  отметить,  что  на   ничивается краем листа, словно включают зрителя
           формирование  художественной  среды  заметную       в происходящие события.
           роль оказали прибывшие в республику из разных                Выпускница  ВГИКа  А.  Галимбаева  пред-
           городов страны мастера. Многие из них, сосланные    ставлена «Автопортретом» 1960-х годов, в котором
           или оказавшиеся в Казахстане по зову души, ранее    она концентрирует внимание на своих внутренних
           находившиеся  в  центре  художественной  жизни      размышлениях  и  переживаниях,  достигая  этого
           России,  представлявшие  известные  творческие      сложными переливами цветовых оттенков.
           объединения, органично вошли в историю изобра-            Каждый  художник  поколения  1960-1970-х
           зительного искусства Казахстана.                    годов нашел в акварели собственный, глубоко ин-
                 Большой  интерес  вызывают  акварельные       дивидуальный стиль и способ самовыражения: ро-
           пейзажи  окрестностей  Алма-Аты,  выполненные       мантическое или лирическое повествование, фик-
           А. Риттихом, получившим европейское академиче-      сацию сиюминутного настроения или обращение к
           ское образование.                                   драматической основе бытия. Коллекция акварели
                 Природа  Алма-Аты  завораживающе  пере-       этого  периода  демонстрирует,  как  эффективно
           дана  в  творчестве  Р.  Великановой.  Она  одна  из   может использоваться техника, позволяя выразить
           первых  обратилась  к  созданию  образа  города  и   все  многообразие  жизни.  Отличительной  чертой
           осталась  верна  этой  теме  на  протяжении  всего   произведений,  созданных  в  акварели  этого  пе-
           творческого пути. Пластичные формы, теплая бар-     риода, является богатство и смелость живописных
           хатистая  гамма  позволяют  передать  настроение    решений.  У.  Ажиев,  М.  Темиргалиев  и  многие
           в  изображаемых  фрагментах  города  и  событий  в   другие  мастера  дали  толчок  стремительному  раз-
           нем происходящих – «День скорбной вести», (1954),   витию этого вида искусства в регионе. В последу-
           «Новый дом на старой улице», (1955), «Почки на-     ющий  период  в  акварельных  произведениях  все
           бухают» (1957).                                     более  проявляются  индивидуальные  качества  ма-
                 Поиски  декоративной  целостности  в  ре-     стеров.  Так,  Г.  Баянов  повествует  о  замедленном
           шении  формы  на  основе  казахского  орнамен-      степном  бытии,  разрабатывая  богатые  вариации
           тального  искусства  отражаются  в  произведениях   приглушенных тонов,  Б. Пак, прибегая к смелым
           П.  Зальцмана  –  Эскиз  оформления  интерьера      колористическим  решениям,  создает  звучные  ди-
           нового  здания  киностудии  «Казахфильм»  (1978),   намичные  построения,  основанные  на  локальных
           композиция  «Песня,  сердце  согрей…»  (1969),  ко-  цветовых  пятнах,  К.  Оспанов,   отказываясь  от




           20      QAZAQSTAN AKVARELI: KESHE JÁNE BÚGIN
   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25