Page 20 - Каталог акварель 2019 год для печати
P. 20
живописным работам воспринимается ныне как торая была создана как эскиз декорации к фильму
истинные шедевры его творчества. Тонкие по на- «Мелодии Казахстана».
строению акварельные пейзажи 1950-1960-х годов, В композиции «Сказка» (1969) художник
не обусловленные официальным заказом, демон- неожиданно обращается к жанровой тема-
стрируют внутреннюю раскованность, которая по- тике, изображающей праздничное действо, на-
зволила мастеру с необычайной легкостью пере- полненное весельем и движением, которое во
давать сложнейшие трудноуловимые цветовые многом достигается своеобразным живописным
оттенки, применять необычные сочетания игры почерком мастера.
света и тени. В своих акварелях А. Кастеев исполь- Сегодня для искусства Казахстана обычным
зует композиционный прием «взгляда с высоты явлением стала передача красоты земли, нацио-
птичьего полета», присущий мастерам Японии нальных традиций. Художники 1950-х годов, вос-
и Китая, насыщая простые сценки философским певая образ и быт родного народа, становились
духом постижения мира. В то же время, через, ка- первооткрывателями культуры и красоты Казах-
залось бы, обыденные ощущения и сюжеты, мастер стана. Плеяда талантливой молодежи, получившая
добивается удивительного откровения чувств в пе- профессиональное образование в лучших инсти-
редаче красоты бытия. тутах СССР, у себя на родине продолжала творче-
К периоду 1930-х годов относятся также скую деятельность, в том числе, обращаясь к аква-
«Мужской портрет» и этюд «Казашка» А. Бор- рельной живописи.
тникова, «Портрет Жамбыла» Н. Крутильникова, В экспозиции представлены акварельные
натурные, незамысловатые на первый взгляд ком- произведения Е. Сидоркина, приехавшего в ре-
позиции А. Евдакова, впечатления от природы Ка- спублику после окончания Ленинградского ин-
захстана А. Риттиха, свидетельства времени К. Ба- ститута живописи скульптуры и архитектуры им.
ранова, которые тесно связаны с духовным миром И.Е. Репина. «Чудесная шуба Алдар-Косе», «Сорок
мастеров, их мировоззрением и мироощущением. небылиц», серии «Веселые обманщики» выпол-
Деятельность приехавших в Казахстан ху- нены по мотивам казахских сказок. Монохромное
дожников – И. Бальхозина, Б. Урманче, Н. Ягодкина исполнение делает композиции еще более напол-
и других является своего рода «информационным ненными добротой и юмором, исходящими от
проводником» профессиональных изобрази- представленных персонажей. Мягкая трактовка
тельных систем и представлена мастерскими пор- изображения, позволяющая достичь эффекта
третными и пейзажными мотивами. осязаемости деталей одежды, живости представ-
Сопоставляя общий процесс развития со- ленных лиц, композиция, развитие которой огра-
ветского искусства, необходимо отметить, что на ничивается краем листа, словно включают зрителя
формирование художественной среды заметную в происходящие события.
роль оказали прибывшие в республику из разных Выпускница ВГИКа А. Галимбаева пред-
городов страны мастера. Многие из них, сосланные ставлена «Автопортретом» 1960-х годов, в котором
или оказавшиеся в Казахстане по зову души, ранее она концентрирует внимание на своих внутренних
находившиеся в центре художественной жизни размышлениях и переживаниях, достигая этого
России, представлявшие известные творческие сложными переливами цветовых оттенков.
объединения, органично вошли в историю изобра- Каждый художник поколения 1960-1970-х
зительного искусства Казахстана. годов нашел в акварели собственный, глубоко ин-
Большой интерес вызывают акварельные дивидуальный стиль и способ самовыражения: ро-
пейзажи окрестностей Алма-Аты, выполненные мантическое или лирическое повествование, фик-
А. Риттихом, получившим европейское академиче- сацию сиюминутного настроения или обращение к
ское образование. драматической основе бытия. Коллекция акварели
Природа Алма-Аты завораживающе пере- этого периода демонстрирует, как эффективно
дана в творчестве Р. Великановой. Она одна из может использоваться техника, позволяя выразить
первых обратилась к созданию образа города и все многообразие жизни. Отличительной чертой
осталась верна этой теме на протяжении всего произведений, созданных в акварели этого пе-
творческого пути. Пластичные формы, теплая бар- риода, является богатство и смелость живописных
хатистая гамма позволяют передать настроение решений. У. Ажиев, М. Темиргалиев и многие
в изображаемых фрагментах города и событий в другие мастера дали толчок стремительному раз-
нем происходящих – «День скорбной вести», (1954), витию этого вида искусства в регионе. В последу-
«Новый дом на старой улице», (1955), «Почки на- ющий период в акварельных произведениях все
бухают» (1957). более проявляются индивидуальные качества ма-
Поиски декоративной целостности в ре- стеров. Так, Г. Баянов повествует о замедленном
шении формы на основе казахского орнамен- степном бытии, разрабатывая богатые вариации
тального искусства отражаются в произведениях приглушенных тонов, Б. Пак, прибегая к смелым
П. Зальцмана – Эскиз оформления интерьера колористическим решениям, создает звучные ди-
нового здания киностудии «Казахфильм» (1978), намичные построения, основанные на локальных
композиция «Песня, сердце согрей…» (1969), ко- цветовых пятнах, К. Оспанов, отказываясь от
20 QAZAQSTAN AKVARELI: KESHE JÁNE BÚGIN